К основному контенту

Только хорошие новости о моде и красоте

Дизайнерские платья на www.linenby.by

Размещение художественно-декоративной отделки на декорируемой поверхности в традиционном белорусском женском костюме середины ХІХ – начала ХХ века. Обобщенная структура. Анализ

 

Характер орнамента и принципы его построения играют большую роль в композиции традиционного белорусского женского костюма, так как он не только декорирует поверхность, но и подчеркивает, ярче выявляет форму изделия. Орнамент обычно подчинен структуре ансамбля, поверхность которого он украшает. Столетиями отрабатывалось традиционное расположение и соотношение частей узора, их единство с кроем женской одежды, головного убора

 

Фрагмент. Традиционный белорусский женский костюм. Музей древнебелорусской культуры. Центр исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси

 

Декор располагался на самых «уязвимых» участках одежды в местах отверстий (горловина, грудь, оплечья и плечи, женское лоно, подол, низ рукавов, низ изделия), а также в местах соединения отдельных полотнищ ткани — швах. Чтобы «обезопасить» эти места, не допустить злые силы внутрь, принято украшать эти участки особенно тщательно. В традиционных женских рубахах спинка изделия узором не расшивалась (скорее всего из соображений удобства и практичности). Для защиты спины использовались расшитые безрукавки, накидки, платки. В ходе исследования удалось установить, что что «опасные» участки и линии одновременно являются конструктивными элементами, швами. Чем активнее и активнее орнамент, тем большее значение он имеет в композиции костюма. Орнамент благодаря усилению его декоративных качеств становится отправным моментом, который определяет общее композиционное решение, что представлено на рисунке на примере женской рубахи. Рисунок 2.26 – Усиление декоративных качеств орнамента на примере традиционной белорусской женской рубахи

 


 

Художественно- декоративная отделка в виде рисунка на ткани активно присутствует в домотканых белорусских тканях для женской юбки. На рисунке представлен коллаж традиционныхженских юбок

Рисунок 2.27 – Расположение отделки на традиционных белорусских женских юбках из домотканой ткани

 Рисунок 2.28 – Расположение отделки на традиционном белорусском женском фартуке.



При помощи компьютерной программы фотографии и иллюстрации музейных экспонатов элементов, входящих в состав традиционных женских комплексов, таких как юбка, фартук, рубаха переведены в вариант графической иллюстрации «черно- белый логотип». Абстрактное черно- белое изображение позволяет провести визуальный анализ расположения рисунка на данных видах одежды проявляясь в зависимости от своей активности.   

 

Анализа юбки: 1) узор на юбке расположен равномерно по всей поверхности. Рисунок на ткани: клетка, полоска, геометрический орнамент; 2) узор на ткани расположен ритмическими полосками от широкой по низу к более узким к линии талии; 3) узор на ткани по низу юбки; 4) отсутствие узора на центральной части юбки в области женского лона, которое закрывает фартук; 5) в некоторых моделях отсутствует симметрия при соединении двух полотнищ юбки; 6) расположение декоративного орнамента вдоль конструктивных линий; 


Анализ фартука: 1) расположение декора по всей поверхности фартука, по низу фартука; декор занимает ¾ площади фартука; декор расположен на ½ площади фартука; 2) расположение сборки по всему верхнему срезу фартука; отсутствие сборки на центральной части переда, в области живота;  3) полоски геометрического орнамента следуют одна за другой через равные промежутки, выстраиваются в простой метрический ряд; 4) ритмический ряд геометрического орнамента с убыванием величины орнаментальной полоски от подола фартука к линии талии. Интервал между полосками в некоторых вариантах не изменяется; 5) Отделка по низу фартука- широкой орнаментальной полосой; 6) гармоничное сочетание разных видов ритма в орнаментах вышивки: вертикальный, горизонтальный; 7) богатый декор декоративным швом, орнаментальной вышивкой по соединительным швам; 8) декор вышивка «крест» по криволинейному контуру накладного кармана на фартуке Кобринского р- на, Брестской обл. XIX в.; 9) использование комбинированного узора растительный и геометрический в одном изделии;  


     На следующем рисунке представлены женские комплексы всех историко-географических районов Беларуси начала XIX — середины XX вв. в черно- белой графике. Приложение А, рисунок П.А. 2 – Традиционные женские комплексы историко- географических районов Беларуси начала XIX — середины XX вв. в черно- белой графике. Данная графическая иллюстрация- коллаж позволяет провести сравнительный анализ формы, силуэта, локальных особенностей расположения декора, ритм, а также наглядно демонстрирует тенденцию к уменьшению объема, формы и длины женского костюма с течением времени. На основании анализа отметим, что орнаментальные мотивы, располагаясь по всей поверхности изделия или какой-то части, не только украшают, но и подчеркивают его форму и размер. По месту расположения декор различаем: угловой, центровой, боковой, краевой, сплошной, смешанный. 
 


 

Разнообразие орнаментики в женской одежде достигается путем использования мотивов разного масштаба и расположением на поверхности изделия: вертикально, горизонтально, диагонально. Использование отдельных элементов, бордюров в комбинации с сетчатыми мотивами. Сочетание мотивов разной величины, с простой и сложной повторностью, техникой швов, варьированием цветов и т.д. В результате анализа удалось установить, что орнамент выполняет ряд художественных конструктивных функций: соединение разных материалов, цветов, конструирование формы и определение ее тяжести, разбивку плоскостей. Комбинирование орнаментальных мотивов, варианты различного расположения его поверхности изделия, использование различных видов ритма обогащает художественно-декоративную отделку элементов традиционного женского костюма.

Обобщенная структура традиционного белорусского женского костюма. Обобщенный анализ элементов традиционного белорусского женского костюма середины ХІХ – начала ХХ века

Для проектирования современных моделей женской одежды на основе ретроспективного исследования конструктивных решений традиционного белорусского женского костюма необходима полная информация об объекте проектирования. Для успешной реализации проектных задач проведем анализ исходных конструктивных решений элементов традиционного белорусского костюма, который способствует формированию методического и информационного обеспечения процесса рационального и точного проектирования. Системный анализ конструктивных решений традиционного белорусского женского костюма позволит разработать последовательность построения чертежей, дать качественные характеристики и параметры для целей проектирования. На основе обобщённого анализа традиционного белорусского женского костюма и его элементов выявим средние параметры конструктивных решений, что позволит выделить доминирующие характеристики в каждой группе изделий.

           В результате комплексного художественно-технологического исследования традиционного белорусского женского  костюма установлено, что формирование его функций происходило в зависимости от структуры, цвета, способа производства материалов, локального места проживания, половозрастного признака, семейного положения, назначения одежды, что является входной информацией о первоисточнике. Женский традиционный белорусский костюм в зависимости от региона отличается пропорциями в силуэте, в выборе материала, способе и технике изготовления, художественно-декоративной отделкой. В результате исследования и анализа установлено, что в состав традиционного белорусского женского костюма всех регионов входили одни и те же виды изделий. Исследование традиционного женского белорусского костюма всех регионов Беларуси показало, что наибольшее распространение получил комплекс, в состав которого, входят: рубаха, юбка, фартук, безрукавка. Данный вид одежды широко используют женщины сегодня в своем гардеробе, за исключением фартука. Народная женская рубаха претерпела много вековую эволюцию, на ее основе созданы современные виды женской одежды, такие как: блузка, платье, туника и др. На основании проведённого исследования приведён обобщенный анализ структуры традиционного белорусского женского костюма, который представлен в таблице. Таблица 2.2 – Обобщённая структура женского традиционного белорусского женского костюма. С её помощью производим анализ основных форм, силуэтов, конструктивных особенностей комплектов женской одежды традиционного белорусского женского костюма [31].


На основе обобщённой структуры традиционного белорусского женского костюма в плечевой одежде выделены следующие элементы конструктивных решений:

1)   силуэт;

2)   пропорции;

3)   воротник;

4)   форма горловины;

5)   окат рукава, пройма;

6)   форма плечевых срезов;

7)   членения деталей переда, спинки;

8)   застежка и край борта;

9)   линия низа изделия;

10)  конструкция рукава;

11)  манжеты и линия низа рукава;

12)  мелкие детали: хлястик, баска и др.

На основе обобщённой структуры традиционного белорусского женского костюма в поясной одежде выделены следующие элементы конструктивных решений:

1)   силуэт;

2)   уровень линии талии;

3)   членение деталей;

4)   способ оформления верхнего среза;

5)   вид застежки;

6)   длина;

На основе обобщённой структуры традиционного белорусского женского костюма в плечевой и поясной одежде выделены следующие элементы декоративно-художественных решений:

1)       характер декора;

2)       техника исполнения;

3)       место расположения;

4)       колористическое сочетание;

Для систематизации опыта проектирования одежды на основе традиционного белорусского женского костюма, исследованы аутентичные образцы следующих изделий: рубаха, юбка, безрукавка.

Проведено исследование и классификация предметов одежды, которые входят в состав традиционного белорусского женского комплекса в зависимости от региона, семейного положения женщины. На основании данного комплексного исследования выявлены основные элементы традиционного белорусского женского костюма наиболее встречающиеся на территории Беларуси в конце XIX — начале XX в. В состав традиционного белорусского женского костюма входят: рубаха (блузка), юбка, безрукавка (жилет). Данные виды одежды сохранили свою актуальность и в наши дни, поэтому выделены для проведения подробного анализа исторических образцов. 

 

Обобщённая структура женской рубахи­­ середины ХІХ – начала ХХ века

Для анализа обобщённой структуры женской рубахи выполняется выборка моделей-аналогов из популярных фасонов женской рубахи конца XIX — начала XX в. на территории Беларуси, которые представлены на рисунке в Приложение А. Таблица П.А.6 –  Схема фасонов традиционной белорусской женской рубахи Анализ обобщенной структуры традиционной белорусскойженской рубахи представлен в таблице. Таблица 2.3 - Анализ обобщенной структуры традиционной белорусской женской рубахи.
(в данной статье представлен фрагмент таблицы)

 


На основании анализа обобщенной структуры женской рубахи выявлены следующие основные различия:

1)   в крое;

2)   в объеме;

3)   в толщине ткани;

4)   в пропорции;

5)   в художественно- декоративном оформлении;

6)   в технике исполнения художественно- декоративной отделки;

А также удалось определить сходные характеристики: объем, длина рукава, длина изделия, места расположения декора, вид материала.

Выявлены следующие факторы, влияющие на отличия в традиционных белорусских женских рубах:

1) возраст (девочка, девушка, женщина, пожилая женщина);

2) социальный статус (материальное положение влияло на использование тех или иных материалов);

3) семейное положение (замужняя, не замужем, невеста);

4) назначение (повседневная, праздничная, обрядовая);

5) регион проживания;

Традиционная женская рубаха имеет рациональный крой, композиционную завершенность и отличается продуманной практичностью. 

 

Обобщенная структура юбки середины ХІХ – начала ХХ века

Для анализа обобщенной структуры юбки выполнена выборка моделей-аналогов из фасонов женской юбки популярных на территории Беларуси, которые представлены в Приложении А. Рисунок П.А.4 – Основные фасоны традиционной белорусской женской юбки (середина XIX — начала XX в.). Анализ обобщенной структуры юбки представлен в таблице. Таблица 2.4 – Анализ обобщенной структуры традиционной белорусской женской юбки.
(в данной статье представлен фрагмент таблицы)



На основании анализа обобщенного структуры женской юбки выявлены следующие основные различия:

1) цветовое сочетание характерное определенному региону;

2) рисунок на ткани (клетка, полоска);

3) расположение полос (вертикальное, горизонтальное) на ткани;

4) ритм, чередование ширины и цвета полос на ткани;

5) объем;

6) силуэт;

7) технологическая обработка;

8) формообразование;

9) художественно- декоративная отделка низа изделия;

10) техника исполнения художественно- декоративной отделки;

Определены сходные характеристики: объем, длина, техника ткачества. Факторы, влияющие на отличия в моделях традиционных белорусских женских юбок аналогичны женской рубахе.

 

Обобщенная структура женской безрукавки середины ХІХ – начала ХХ века

Для анализа обобщенной структуры безрукавки выполняется выборка моделей-аналогов из фасонов женских безрукавок конца XIX — начала XX в. популярных на территории Беларуси, модели которых представлены в таблице              Приложение А. Рисунок П.А.6 – Основные фасоны традиционной белорусской женской безрукавки. Анализ обобщенной структуры безрукавки представлен в таблице. Таблица 2.6 – Анализ обобщенной структуры традиционной белорусской женской безрукавки  (в данной статье представлен фрагмент таблицы)

 


 

На основании данного анализа установлено, что конструктивные решения деталей и их отдельных срезов неоднородны и изменялись с течением времени. Первое десятилетие XIX в. конструкция стана безрукавки состояла из двух деталей: переда, спинки и имела прямой силуэт. В конце XIX в. появился бочек переда, спинки, отрезная баска, вытачки. Наличие конструктивных линий и элементов позволили формировать прилегающий силуэт изделия. Анализ аутентичных образцов безрукавки, наиболее распространенных фасонов позволили определить основные характерные формы, положение срезов деталей, отделочных элементов костюма. Установлено, что основной силуэт традиционной белорусской женской безрукавки является прилегающий и полуприлегающий силуэт. Прилегание в области груди обеспечивает минимальная прибавка по основным параметрам, таким как: обхват груди, обхват талии, а также конструктивные линии, такие как: рельеф, вытачка. Линия талии выявлена четко в большем количестве моделей безрукавки, она подчеркнута шнуровкой. Обозначена на естественном месте. Акцент на талии также выполняют декоративные элементы: пояс, тесьма, окантовка. В некоторых моделях прослеживается значительное смещение плечевого среза в сторону спинки относительно его современного положения на 4,0-5,5см. На основе исследования выявлено, что в безрукавке на протяжении века изменяется форма срезов, которые эволюционирует от прямого до фигурного. Большинство срезов стана оформлены сглаженными, телоподобными линиями. Прослеживается наличие различных форм горловины, появляется двубортная застежка, низ изделия принимает от прямого изменяется к сложной форме цельнокроеного лепестка. Женственность фигуры подчеркнут дополнительным объемом в области бедер, который достигается за счет конструктивных элементов на спинке, бочке, передней части. Сложной конфигурации фигурные лепестки, отрезная баска, оборки, расклёшенные детали переда, встречные складки, вставки и др. конструктивно-декоративные приемы задействованы в формообразовании безрукавки. Менее распространен в праздничном комплексе прямой и А- образный силуэт. Все изделия выполнены из дорогих фабричных материалов на подкладке из домотканого полотна. Анализ формы изделия показал, что она неотделима от составляющих его отдельных элементов и деталей. Все элементы формы костюма обладают общими свойствами. Например, изделие безрукавка «шнуровка»- имеет прямую форму с четкими контурами, такими же линиями обладают все детали изделия, отделка, рисунок на ткани- клетка.

Использование в одном изделии тканей компаньонов (клетка на ткани одинаковая по цветовому сочетанию, но разная по величине), различное расположение клетки на передней, боковых, задней частях безрукавки, использование тканей с одинаковым рисунком, но различной по цвету в одном изделии в качестве канта, пояса, отделочных деталей, гармоничное цветовое сочетание основной ткани и подкладочной, использование контрастной подкладки в изделии, использование декоративной отделки в цветовом сочетании, которое повторяется в колористическом решении юбки, головного убора – это приемы, которые сегодня можно взять на вооружение  из традиционной женской безрукавки при проектировании современной одежды.  Предмет одежды входящий в состав традиционного белорусского женского костюма – безрукавка женская, полностью обеспечивает функции – праздничного жилета («гарсет», «кабат», «шнуровка», «корсет», «карсетка»). Размер, форма, конструкция, художественно-декоративная отделка, материалы определяют её функциональное совершенство. Безрукавка подчеркивает красоту, женственность фигуры, является идеальным предметом одежды для завершения праздничного ансамбля, постепенно проникает в повседневную жизнь крестьянки и как предмет одежды остается актуальной и в наши дни. 

Сегодня этнический стиль на пике популярности, мода обращена взглядом в прошлое. Белорусские женщины и девушки хотят прикоснуться к своим корням, мечтают иметь в своем гардеробе изделия, в котором прослеживаются белорусские этнические мотивы, желают использовать обереги и традиционные орнаменты, которые несут в себе символику древних славян и защиту наших предков.   

 Прежде чем создавать современную женскую одежду по мотивам традиционного белорусского женского костюма, дизайнеру необходимо тщательно исследовать первоисточник, стараясь войти в самую суть структуры всего комплекса: элементов костюма, ткани, орнамента, вышивки, узорного ткачества, особенности колорита, осмыслить принципы кроя, традиционные принципы расположения вышивки и др. И только достоверную информацию  о традиционном белорусском женском костюме использовать в сфере проектирования современной женской одежды.

 На основании обобщенного анализа традиционного белорусского женского костюма, а также составляющих его элементов выявлены основные формы силуэта, конструктивные и художественно- декоративные особенности его региональных и локальных вариантов.

В результате проведенного исследования выявлен принцип единой конструктивной основы в различных вариантах традиционного белорусского женского костюма, который созвучен сегодняшним принципам проектирования одежды. Установлено, что крой, месторасположение декора и технология его выполнения в костюме белорусской женщины логично взаимообусловлены. При этом широкая вариативность образов традиционного белорусского женского костюма представляет собой богатый источник идей для современного дизайна одежды, соответствующих образу жизни современной женщины.

Основные характеристики традиционного белорусского женского костюма, такие как: необыкновенная устойчивость традиции, цельность образа, женственность, красота, гармония в пропорциях его формы, колористическое решении, ритм в декоративном оформлении, приемы и способы художественно- декоративной отделки, фактура домотканой ткани, вышивка, декоративные швы, орнамент, рисунок узорного ткачества служат импульсом для идеи создания современного женского костюма.Традиционный белорусский женский костюм является неисчерпаемом источником для вдохновения при проектировании современной женской одежды.

 

 

© Автор статьи и иллюстраций: Надежда Химдиат

 

Источник: Химдиат, Н.А. Преемственность традиций народного искусства в проектировании современной женской одежды / Дис. ... магистр. тех. наук: 50.01.02/ Н.А. Химдиат ; ВГТУ. – М., 2019. – 188 с.

 

При использовании текста указание автора, источник и ссылка на эту публикацию обязательны. 

 
Заказать любимое © платье возможно на сайте: www.linenby.by
Заказать любимое © платье с учетом  индивидуальных предпочтений возможно в нашем Цифровом ателье. 
 

Любимое © платье
 
 

Ключевые слова: одежда; традиционный белорусский женский костюм; женская одежда; народный костюм; проектирование женской одежды; орнамент; вышивка; дизайн одежды; этнический стиль; белорусский стиль; белорусский дизайнер; дизайнер Надежда Химдиат; Дизайн-бутик Himdiat; Nadia Himdiat; LinenBy; авторская одежда; этнодизайн; научное исследование; этнический стиль; белорусский стиль; женское платье; традиции;

 

Еще читают:

Мода–моя профессия. Гид по профессиям в мире моды

Тенденции.  Темы. Ключевые цвета на сезон весна-лето 2021

 Победа в XXVI Республиканском конкурсе научных работ

Исследование традиционных тканей, используемых для изготовления белорусского женского костюма середины ХІХ – начала ХХ века

Головные уборы. Аксессуары. Обувь. Элементы традиционного белорусского женского костюма середины ХІХ – начала ХХ века


Вышивка.  Художественные традиции белорусской вышивки

Семантика цветового решения в традиционном белорусском костюме

Новости  linenby.by

Статьи.  Проекты

 

 

Комментарии

Сейчас читают