Рубаха женская. Элементы традиционного белорусского женского костюма середины ХІХ – начала ХХ века

 

Элементы традиционного белорусского женского костюма середины ХІХ – начала ХХ века. Рубаха женская

Изучение высокохудожественных образцов традиционного женского костюма середины ХІХ – начала ХХ века проведено в музеях, фондах, архивах Беларуси, таких как: Национальный музей истории и культуры Беларуси, Музея древнебелорусской культуры ИИЭФ НАН Беларуси, НП РУП «Скарбница». В результате исследования традиционного белорусского женского костюма установлено, что в его состав во всех регионах входили одни и те же виды изделий. Наибольшее распространение получил комплекс, в состав которого, входят: рубаха, юбка, фартук, безрукавка. Рассмотрим каждый из элементов костюма подробно. Начнем с рубахи женской.

Рубаха женская

Основным компонентом женского костюма является длинная льняная рубаха, которая в зависимости от региона имела различное название «рубаха» в приграничных районах с Россией, «рубашка»– на юго-востоке Беларуси, «кашуля» – на Западе, «сорочка» – на большей территории Беларуси. Шилась рубаха из домотканого льняного полотна. В зависимости от кроя существует три типа рубах: туникообразная, с прямыми плечевыми вставками «поликами», с кокеткой или на кокетке. Виды женской рубахи представлены на рисунке 2.6 – Основные виды женской рубахи в традиционном белорусском женском костюме.

Рубаха- туникообразная. Наиболее простой крой, встречается у многих народов, для него характерно отсутствие шва на плечах (материал просто перегибался). В XIX - начале XX века данный вид кроя в народе почти не использовался, сохранялся лишь в обрядовом (погребальном) костюме.

 

Рубаха с прямыми плечевыми вставками «поликами».

 

Типичным кроем белорусской женской рубахи был «поликовый», когда переднее и заднее полотнища соединялись на плечах с помощью вставок – «поликов». Полики расширяли горловину рубахи. По форме полики были прямые. Прямые полики прямоугольной формы соединяли четыре полотнища шириной 32-55 см каждый. Пришивались полики к полкам рубахи в основном по утку. Данное конструктивное решение подчеркивалось декоративно: вышивкой, узорным ткачеством, декоративными швами. Преобладал стоячий тип воротника (2-3 см), который застегивался на одну- две пуговицы спереди или сбоку. На груди глубокая «пазуха» до 45 см. обеспечивала удобство использования рубахи при кормлении ребенка. Застежка на маленькие пуговицы ручной работы из льняных ниток, позже фабричные. Встречались рубахи «поликового» кроя с отложным воротником. Отложной воротник застегивался на запонку, стягивались лентой или полоской цветной ткани (спулечкой, жичкой). Для центрального района характерен небольшой отложной воротник с застежкой на одну пуговицу. Считается, что отложной воротник у белорусов появился под влиянием польской культуры. Рубаха с «поликами» шилась из домашнего полотна из двух, трех и четырех полотен шириной от 38-40 до 62-70 см. Рубаха «поликового» кроя представлена на рисунке. Рисунок 2.4 – Традиционная белорусская женская с прямыми плечевыми вставками «поликами».

 

Рубаха «поликового» кроя

 Рубаха «поликового» кроя




Рубаха с кокеткой или на кокетке.

Распространенный вид кроя женской рубахи в конце XIX - начале XX вв. – рубаха с кокеткой или на кокетке. Рубаха состоит из основы- «стан», которая пришивалась к кокетке. Кроили основу из цельного прямого полотна или из двух- тех полотен. Полотнище «стана» при сшивании с кокеткой собирались в сборку спереди с сзади. Кокетка имела плечевые швы, но часто их не делали, тогда материал на плечах просто перегибался. Рукав длиной до кисти с манжетой или без неё со сборкой по низу, умеренной ширины. Рубаха на кокетке представлена на рисунке. Рисунок 2.5 – Традиционная белорусская женская рубаха на кокетке.

 
Белорусская женская рубаха с кокеткой



Функциональное значение элементов кроя женской рубахи.

 

В женской рубахе присутствуют следующие элементов кроя: стан, полик, рукав, ластовица, кокетка, воротник или обтачка горловины. Данные конструктивные элементы обуславливают функциональность народной одежды, влияют на формообразование и художественную завершенность женского образа.

 

Стан - это основное полотнище рубахи, состоит из переда и спинки. Конструктивные членения рубахи в основном зависело от ширины холста. Ширина холста и экономичность кроя определяли линию притачивания рукава и длину плечевых срезов. При применении более широкой ткани плечевой срез удлинялся довольно значительно, и линия притачивания рукава иногда принимала горизонтальное положение. При использовании узкой ткани плечевой срез удлинялся незначительно, а линия проймы принимала вертикальное положение и прямоугольную форму.

 

Полик. Полик– это прямоугольная деталь кроя, соединяющая перед и спинку по линии плеча. Полики прямоугольной формы соединяют четыре полотнища холста, образуя плечевой пояс в изделии. Полик обеспечивает высокую функциональность народной одежды. Применение полика в рубахах прямого кроя определено высоким мастерством ремесленников XIX века, стремившихся к максимальной практичности, которая превратилась в искусство (не выкроенная пройма и рукав без оката). 

 

 Конструктивная функция полика играет важную роль в одежде:

–полик помогает сбалансировать прямой крой рубахи на любую фигуру независимо от размера;

– размеры полика способствуют увеличению или уменьшению объема рубахи;

– полик помогает обрисовать стан фигуры и тем самым отделить объем одежды от фигуры;

– создает направление рукаву и обеспечивает его поворот и динамичность.

Эстетическая сторона полика проявляется в определении места его положения и величины отделки, взаимосвязанной с ним.

 

Рукав. Форма рукавов могла быть прямой или слегка суживаться к кисти, пышными у плеч или у запястья, длина до кисти. Варианты оформления низа рукавов: сборка под узкую обшивку, манжеты и оборки разной ширины, отделка вышивкой, кружевом, тесьмой, «зубчиками». Встречаются цельнокроеные колоколообразные манжеты (длинные рукава, собранные в запястье сборкой), которые украшались ромбо-геометрическим орнаментом, кружевом, сплетенным на коклюшках, бахромой ручной работы. Прямоугольные пришивные манжеты были с декорированы вышивкой, в Центральном районе манжеты часто не имели украшений. Варианты оформления низа рукава рубахи представлено на рисунке 2.7 – Варианты оформления низа рукава в традиционной белорусской женской рубахе (середина XIX — середина XX вв.).

 

Ластовица. Вставка подмышками нужна для того, чтобы укрепить место соединения рукава с боковым полотнищем рубахи и позволить руке свободно двигаться при выполнении традиционной крестьянской работы. Иногда ластовица могла быть цельнокроеной с клином рукава.

 

Варианты оформления низа рукава рубахи женской

 

Воротник. Женская рубаха, в отличие от мужской, обязательно имела сборку по горловине. Она создает мягкое движение ткани на стане, свободно драпирующей женскую фигуру. Линия горловины иногда подчеркивалась узкой обшивкой, но чаще всего к ней притачивался воротник. Планка, оформляющая разрез переда, обычно богато декорировалась и выполняла роль активного центра композиции и подчеркивала симметричность изделия. В зависимости от модели существовали различные способы оформления горловины женской рубахи, которые представлены представлена на рисунке 2.8 – Варианты оформления горловины традиционной белорусской женской рубахи (середина XIX — начало XX вв.).

Варианты оформления воротников женской рубахи
 

Кокетка. Отрезная деталь – кокетка, способствует уменьшению объема у горловины рубахи, а также позволяет закладывать мелкими складками или фигурной сборкой переднее и заднее полотнища стана и рукава в месте соединения с ней.

Порядок украшения рубахи сложился в языческое время и строго соблюдался: Узор располагался на вороте, оплечье, по низу рукава, подоле рубахи [10].

Повседневные женские рубахи не украшались, или украшались очень скромно, простейшими ткаными полосками красного цвета. Подол рубахи украшали, если юбка была короче рубахи или юбка была распашная- юбка «панёва» [12]. Фасоны женской рубахи представлены в Приложении А. Таблица П.А.6 –  Схема фасонов традиционной белорусской женской рубахи (середина XIX — начало XX вв.).

 

 




Еще читают:

 Backstage с весенней съемки новой коллекции LinenBy

Обзор новой коллекции весна-лето от дизайнера Nadia Himdiat

Новости  linenby.by

   Победа в XXVI Республиканском конкурсе научных работ

Лён – северный шёлк. Визитная карточка Беларуси

Исследование традиционных тканей, используемых для изготовления белорусского женского костюма середины ХІХ – начала ХХ века


Сейчас читают