Семантика цветового решения в традиционном белорусском костюме

Особое значение в орнаменте белорусы придавали цвету как средству наибольшей выразительности. Цвет в орнаменте выступает в качестве композиционного фактора. Использование чередования цветов позволяет варьировать динамику композиционного построения. Художественно-образная система традиционного белорусского геометрического орнамента базируется на цветовой триаде: белый, красный, черный. Такое цветовое сочетание, характерно для традиционных белорусских тканей, оно рассматриваться как отличительная черта традиционного искусства. В каждый цвет из триады вкладывался особый смысл. 

 


Белый цвет широко применяется в белорусском текстиле, один из основных в спектре цветовой символики. Белый цвет есть символ совершенства, духовности, возвышения жизни, святости, избавления и возрождения, чистоты и вечности, надежды. Исследователи- этнографы пришли к общему выводу, что белый цвет воспринимался как фон, лишенный информации, так сказать, "чистый лист" не только по объективным причинам (натуральный цвет льняного сырья), но и как символ чистоты, приближенности к природе. При рассмотрении орнаментальной традиции белорусского текстиля нетрудно заметить, что белый был полем, которое несло на себе информацию, воплощенную и в красном, и в черном цветах, притом составляющие этой информации были тесно связаны между собой.

 

Красный цвет является сакральным цветом многих народов. В белорусской народной культуре один из основных элементов цветовой символики. В фольклоре белорусов красный цвет часто имел семантическое созвучие с солнцем, огнём. Весьма вероятно, что современная трактовка красного как цвета, что олицетворяет человека (и человеческое в широком смысле - жизнь, жизненные силы, кровь), происходит от библейской традиции [29]. Красный - цвет жизни, солнца, плодородия, здоровья. Красный цвет наделяется защитными свойствами и используется как оберег. Красный цвет широко использовался в традиционном белорусском костюме независимо от возраста.

Красный цвет активно использовался в свадебной атрибутике. Это и красный венец невесты, и красная лента в упряжи и т.д. Этнографами зафиксированы на территории Беларуси магические обряды, атрибутами которых были разные вещи красного цвета, например, цветы, яблоки и др. Как правило, это была любовная магия, которая несомненно имеет связи с символикой плодородия. В исследованиях языческой культуры славян отмечается, что идолы божество, которое воплощало плодовитость и плодородие, должны были иметь красную окраску. В ХХ веке зафиксированы земледельческие обряды, направленные на повышение урожайности с использованием красного. Во время зажинок первый сноп, который должен был занять место в углу, перевязывали красной ниткой. Последние колоски, которые оставляли на ниве, также повязывали красной нитью или лентой (обряд завивания бороды).

 

Черный цвет. У славянских народов персонажи низшей демонологии были семантически связанные с черным цветом. Многие объяснения черного как "злого" начала в своем большинстве относятся уже к тем временам, когда черные подземные силы не могли восприниматься положительно. Если предположить, что черный был связан с мощным и опасным божеством подземного мира, можно понять, почему в некоторых местностях Беларуси черный цвет заменялся на синий. Так же, как слово "черт" старались не говорить, а называли его "кадок". Применение черного цвета в народной традиции показывает неоднозначность его трактовки, черный не имел исключительно отрицательной семантики [30].

Красный и черный цвета изначально являлись носителями сакральной информации, вступали между собой в сложные взаимосвязи. Восприятие цветового решения орнаментальных композиций менялось в соответствии с изменениями в мировоззрении людей того или иного времени.

Установлено, что этноопределяющим для белорусов является белый цвет. Он представлен в диапазоне гаммы оттенков льняного полотна (от его природного цвета до чисто белой отбеленной ткани) и натуральном цвете сукна верхней одежды из белой овечьей шерсти. В традиционном белорусском народном костюме красный цвет более глубокий, насыщенный, иногда до бордового, коричневато-красного. Растительные красители, которыми окрашивали нити для вышивки дают сдержанный, благородный оттенок в отличии от современного красного – алого.

Очень важную роль играет колорит поясной одежды– гармоническое сочетание цветов и их оттенков. Гармоническое сочетание, часто заключается в уравновешенности теплых и холодных, темных и светлых тонов. Один и тот же рисунок приобретает новое звучание от изменения цвета материалов, может казаться ярким и красочным или сдержанным и блеклым.

В XVIII - XIX вв. на территории Беларуси в тканях доминирует белый цвет, а красный цвет и красный цвет с вкраплением синего или черного является дополнительными. Красный узор никогда не превалирует над основным белым фоном полотна и по своей массе и количеству всегда подчинен ему. Этот канонический признак не нарушался на всем пространстве белорусской этнической традиции до конца XIX вв. В начале XX в. с появлением анилиновых красителей цветовой спектр в отделке традиционного белорусского костюма значительно расширился, появились новые цвета и оттенки. Освоение полихромии обусловлено распространением в белорусской деревне разноцветных ниток промышленного производства (ириса, мулине и синтетического акрила, нитрона), искусственных красителей для шерсти, а также белой хлопчатобумажной ткани – основы для вышивки. 



Фоторяд по теме:

 

Костюм замужней женщины. Начало ХХ в. Д. Пинковичи. Пинского уезда Минской губ. МДБК




 







 

Еще читают:

 Победа в XXVI Республиканском конкурсе научных работ

Лён – северный шёлк. Визитная карточка Беларуси

Исследование традиционных тканей, используемых для изготовления белорусского женского костюма середины ХІХ – начала ХХ века

Головные уборы. Аксессуары. Обувь. Элементы традиционного белорусского женского костюма середины ХІХ – начала ХХ века

Новости  linenby.by

Статьи

 

Комментарии

Сейчас читают