Только хорошие новости о моде и красоте
- Получить ссылку
- X
- Электронная почта
- Другие приложения
Семантика цветового решения в традиционном белорусском костюме
Особое значение в орнаменте белорусы придавали цвету как средству наибольшей выразительности. Цвет в орнаменте выступает в качестве композиционного фактора. Использование чередования цветов позволяет варьировать динамику композиционного построения. Художественно-образная система традиционного белорусского геометрического орнамента базируется на цветовой триаде: белый, красный, черный. Такое цветовое сочетание, характерно для традиционных белорусских тканей, оно рассматриваться как отличительная черта традиционного искусства. В каждый цвет из триады вкладывался особый смысл.
Белый цвет широко
применяется в белорусском текстиле, один из основных в спектре цветовой
символики. Белый цвет есть символ совершенства, духовности, возвышения жизни,
святости, избавления и возрождения, чистоты и вечности, надежды. Исследователи-
этнографы пришли к общему выводу, что белый цвет воспринимался как фон,
лишенный информации, так сказать, "чистый лист" не только по объективным
причинам (натуральный цвет льняного сырья), но и как символ чистоты,
приближенности к природе. При рассмотрении орнаментальной традиции белорусского
текстиля нетрудно заметить, что белый был полем, которое несло на себе
информацию, воплощенную и в красном, и в черном цветах, притом составляющие
этой информации были тесно связаны между собой.
Красный цвет является сакральным цветом многих народов. В белорусской народной культуре один из основных элементов цветовой символики. В фольклоре белорусов красный цвет часто имел семантическое созвучие с солнцем, огнём. Весьма вероятно, что современная трактовка красного как цвета, что олицетворяет человека (и человеческое в широком смысле - жизнь, жизненные силы, кровь), происходит от библейской традиции [29]. Красный - цвет жизни, солнца, плодородия, здоровья. Красный цвет наделяется защитными свойствами и используется как оберег. Красный цвет широко использовался в традиционном белорусском костюме независимо от возраста.
Красный цвет активно использовался в свадебной атрибутике. Это и красный венец невесты, и красная лента в упряжи и т.д. Этнографами зафиксированы на территории Беларуси магические обряды, атрибутами которых были разные вещи красного цвета, например, цветы, яблоки и др. Как правило, это была любовная магия, которая несомненно имеет связи с символикой плодородия. В исследованиях языческой культуры славян отмечается, что идолы божество, которое воплощало плодовитость и плодородие, должны были иметь красную окраску. В ХХ веке зафиксированы земледельческие обряды, направленные на повышение урожайности с использованием красного. Во время зажинок первый сноп, который должен был занять место в углу, перевязывали красной ниткой. Последние колоски, которые оставляли на ниве, также повязывали красной нитью или лентой (обряд завивания бороды).
Черный цвет. У славянских
народов персонажи низшей демонологии были семантически связанные с черным
цветом. Многие объяснения черного как "злого" начала в своем
большинстве относятся уже к тем временам, когда черные подземные силы не могли
восприниматься положительно. Если предположить, что черный был связан с мощным
и опасным божеством подземного мира, можно понять, почему в некоторых
местностях Беларуси черный цвет заменялся на синий. Так же, как слово
"черт" старались не говорить, а называли его "кадок".
Применение черного цвета в народной традиции показывает неоднозначность его
трактовки, черный не имел исключительно отрицательной семантики [30].
Красный и черный цвета изначально являлись носителями сакральной информации, вступали между собой в сложные взаимосвязи. Восприятие цветового решения орнаментальных композиций менялось в соответствии с изменениями в мировоззрении людей того или иного времени.
Установлено, что этноопределяющим для белорусов является белый цвет. Он представлен в диапазоне гаммы оттенков льняного полотна (от его природного цвета до чисто белой отбеленной ткани) и натуральном цвете сукна верхней одежды из белой овечьей шерсти. В традиционном белорусском народном костюме красный цвет более глубокий, насыщенный, иногда до бордового, коричневато-красного. Растительные красители, которыми окрашивали нити для вышивки дают сдержанный, благородный оттенок в отличии от современного красного – алого.
Очень важную роль играет колорит поясной одежды– гармоническое сочетание цветов и их оттенков. Гармоническое сочетание, часто заключается в уравновешенности теплых и холодных, темных и светлых тонов. Один и тот же рисунок приобретает новое звучание от изменения цвета материалов, может казаться ярким и красочным или сдержанным и блеклым.
В XVIII - XIX вв. на территории Беларуси в тканях доминирует белый цвет, а красный цвет и красный цвет с вкраплением синего или черного является дополнительными. Красный узор никогда не превалирует над основным белым фоном полотна и по своей массе и количеству всегда подчинен ему. Этот канонический признак не нарушался на всем пространстве белорусской этнической традиции до конца XIX вв. В начале XX в. с появлением анилиновых красителей цветовой спектр в отделке традиционного белорусского костюма значительно расширился, появились новые цвета и оттенки. Освоение полихромии обусловлено распространением в белорусской деревне разноцветных ниток промышленного производства (ириса, мулине и синтетического акрила, нитрона), искусственных красителей для шерсти, а также белой хлопчатобумажной ткани – основы для вышивки.
Фоторяд по теме:
Костюм замужней женщины. Начало ХХ в. Д. Пинковичи. Пинского уезда Минской губ. МДБК |
© Автор статьи и иллюстраций: Надежда Химдиат
При использовании текста указание автора, источник и ссылка на эту публикацию обязательны.
Ключевые
слова: одежда; традиционный белорусский женский костюм; женская одежда;
народный
костюм; проектирование женской одежды; орнамент; вышивка; дизайн одежды;
этнический
стиль; белорусский стиль; белорусский дизайнер; дизайнер Надежда
Химдиат; Дизайн-бутик Himdiat; Nadia Himdiat; LinenBy; авторская одежда;
этнодизайн; научное исследование; этнический стиль; белорусский стиль;
женское платье; традиции;
Еще читают:
Победа в XXVI Республиканском конкурсе научных работ
Лён – северный шёлк. Визитная карточка Беларуси
Статьи
- Получить ссылку
- X
- Электронная почта
- Другие приложения
Сейчас читают
Вышивка. Художественные традиции белорусской вышивки
- Получить ссылку
- X
- Электронная почта
- Другие приложения
Исследование региональных и локальных комплексов традиционного белорусского женского костюма конца XIX — начала XX вв.
- Получить ссылку
- X
- Электронная почта
- Другие приложения
Головные уборы. Аксессуары. Обувь. Элементы традиционного белорусского женского костюма середины ХІХ – начала ХХ века
- Получить ссылку
- X
- Электронная почта
- Другие приложения
Орнамент. Художественно-декоративное оформление традиционного белорусского женского костюма
- Получить ссылку
- X
- Электронная почта
- Другие приложения
Модные цвета осень-зима 2024-2025
- Получить ссылку
- X
- Электронная почта
- Другие приложения
Юбка женская. Фартук. Элементы традиционного белорусского женского костюма середины ХІХ – начала ХХ века
- Получить ссылку
- X
- Электронная почта
- Другие приложения
Рубаха женская. Элементы традиционного белорусского женского костюма середины ХІХ – начала ХХ века
- Получить ссылку
- X
- Электронная почта
- Другие приложения
Информационные технологии в проектировании современной женской одежды
- Получить ссылку
- X
- Электронная почта
- Другие приложения
Этнодизайн. Проектирование современной одежды на основе традиционного костюма. Анализ
- Получить ссылку
- X
- Электронная почта
- Другие приложения
Комментарии