Только хорошие новости о моде и красоте
- Получить ссылку
- Электронная почта
- Другие приложения
Традиционные материалы, используемые для изготовления белорусской народной женской одежды
Ассортимент материалов для изготовления традиционного белорусского женского
костюма, сформировался под влиянием условий жизни на территории Беларуси. Умеренно-континентальный
климат, холодная зима, сырая осень, теплое лето повлияли на использование тех или иных материалов. Ткани,
изготовленные белорусскими ткачихами, отличаются разнообразием технических
решений, цветовых сочетаний, практичностью, свидетельствуют о хорошем вкусе и
высоком мастерстве. Ассортимент изделий велик: покрывала, скатерти, ковры,
рушники, пояса, ткани для нижней и верхней одежды, головных уборов рушникового
типа. Основными тканями, применявшимися для народной крестьянской одежды, были
домотканые лен и шерсть простого полотняного переплетения. Основным сырьём
являлись волокнистые растения и овечья шерсть. Весь процесс, связанный с
обработкой волокон и изготовлением тканей, выполнялся вручную и сохранил в себе
древние черты, нашедшие отражение в народном фольклоре.
Лён, шерсть определённым образом обрабатывались, подготавливались к прядению.
Тонкий, хорошо выбеленный холст употреблялся для праздничной одежды, грубый
холст из льняных очесов использовали для подстав к женским рубахам и
повседневной одежды. Материалом
для праздничной женской рубахи служило тонкое - кужельное полотно. Самую высококачественную
ткань делали для намиток – женских головных уборов.
Ткали такое полотно в два нита из самой тонкой кужельной пряжи, всегда тщательно отбеливали. В праздничной женской одежде особое внимание уделялось отделке. Рукава, полики, низ рубахи, воротник, края намитки были богато орнаментированы. Ткани для декора отличались богатством декора, который создавали в основном в технике орнаментального бранного ткачества- «узорного ткачества». Геометрический орнамент был ключевым средством художественной выразительности белорусских тканей для изготовления традиционной белорусской народной женской одежды. Узоры, тканые и вышитые, выполнялись льняными, конопляными, шелковыми и шерстяными нитками, окрашенными растительными красителями, дающими приглушенные цвета и оттенки. Наряду с узорным ткачеством, основными способами орнаментации домашних тканей были вышивка, набойка. Для отделки праздничной одежды использовали кружево самодельное либо покупное.
Ткали такое полотно в два нита из самой тонкой кужельной пряжи, всегда тщательно отбеливали. В праздничной женской одежде особое внимание уделялось отделке. Рукава, полики, низ рубахи, воротник, края намитки были богато орнаментированы. Ткани для декора отличались богатством декора, который создавали в основном в технике орнаментального бранного ткачества- «узорного ткачества». Геометрический орнамент был ключевым средством художественной выразительности белорусских тканей для изготовления традиционной белорусской народной женской одежды. Узоры, тканые и вышитые, выполнялись льняными, конопляными, шелковыми и шерстяными нитками, окрашенными растительными красителями, дающими приглушенные цвета и оттенки. Наряду с узорным ткачеством, основными способами орнаментации домашних тканей были вышивка, набойка. Для отделки праздничной одежды использовали кружево самодельное либо покупное.
Берёзовский строй |
Весьма разнообразны по материалу,
технике орнаментации, расцветке ткани для женской поясной одежды. Юбки зимние
шились из шерстяной, полушерстяной, летние- льняной ткани. В зависимости от
орнаментации можно выделить два типа юбочных тканей – полихромные, с
преобладанием красного цвета, и однотонные. Среди узорных тканей преобладают
полосатые и клетчатые. Локальные различия проявляются расположением полос, колористическим
сочетанием, способом изготовления ткани. Однотонные ткани были гладкими и
рельефными.
Для пошива верхней женской одежды
наибольшее распространение получили шерстяные и полушерстяные ткани сукно и
полусукно, которое сохраняло чаще естественный цвет овечьей шерсти: белый,
чёрный, серый, коричневый. Реже, для верхней одежды, использовалось льняное
полотно. Ткалось в четыре, три, два, шесть нитов. Из полотна, окрашенного в
синий цвет шили насовы, балахоны, касталаны и др., которые носили зимой поверх
кожухов, а летом в прохладную погоду.
В качестве материала для зимней одежды применяли также меха; овчину, мех диких животных для отделки. Из меха изготовлялась верхняя одежда иногда мех использовался как подкладка-утеплитель, а также на оторочку головных уборов.
Калинковический строй |
В качестве материала для зимней одежды применяли также меха; овчину, мех диких животных для отделки. Из меха изготовлялась верхняя одежда иногда мех использовался как подкладка-утеплитель, а также на оторочку головных уборов.
С середины XIX в. появились новые
методы ткачества, фабричные нитки, анилиновые красители, которые очень
расширили возможности декора домотканой ткани. В начале XX в. с появлением
фабричных тканей в свободной продаже, таких как шелк, атлас, парча с рисунком
цветочных гирлянд и букетов, кумач, ситец, сатин, цветное сукно, фурнитуры,
тесьмы традиционный белорусский женский костюм стал более красочным и нарядным.
Народная одежда, изготавливалась мастерицами вручную из натуральных
материалов, была комфортной, удобной и гармонично сочеталась с крестьянским
домом и природным окружением. Женский костюм был более богатым по сравнению с
мужским, а орнамент на нём как правило имел не только декоративное, но и
обереговое, этическое значение.
В конце XIX – начале XX века традиционный комплекс женской одежды
состоял из полотняной рубахи с длинными рукавами, льняной или шерстяной
юбки, передника (фартуха), пояса и головного убора. Именно по манере
завязывать на голове намитку, платок можно было понять, из какого
региона женщина родом.
Основные
виды традиционных тканей для изготовления традиционного белорусского
женского костюма представлены в таблице:
P.S. Одно из мест, где посчастливилось изучать традиционный
белорусский костюм – Музей древнебелорусской культуры. Это уникальное место,
где можно познакомиться с историей развития искусства и материальной культуры
на Беларуси от доисторических времен до современности.
Хранящаяся здесь самая
большая в стране коллекция икон, художественных тканей, в том числе слуцких
поясов, уникальных народных костюмов, бытовой керамики и стекла, и многое
другое доказывает, что белорусам есть чем гордиться. Музей древнебелорусской культуры был создан в 1977 году на
базе Института искусствоведения, этнографии и фольклора Академии наук БССР
(сейчас Центр исследований белорусской культуры, языка и литературы
Национальной академии наук Беларуси). Собрания музея рассказывают об основных
вехах исторического развития искусства и культуры белорусов, о наиболее
значимых памятниках от каменного века до конца XX столетия. Кстати, все без
исключения экспонаты музея – оригинальные. Пользуясь случаем выражаю искреннюю
благодарность руководству, сотрудникам музея и лично Винниковой Марии
Николаевне за доброту, преданность любовь к своему делу.
© Автор статей и иллюстраций: Надежда Химдиат
Источник: Химдиат,
Н.А. Преемственность традиций народного искусства в проектировании
современной женской одежды / Дис. ... магистр. тех. наук: 50.01.02/ Н.А.
Химдиат ; ВГТУ. – М.,
2019. – 188 с.
При использовании текста указание автора, источник и ссылка на эту публикацию обязательны.
Заказать любимое © платье возможно на сайте: www.linenby.by
Заказать любимое © платье с учетом индивидуальных предпочтений возможно в нашем Цифровом ателье.
Любимое © платье
Ключевые слова: одежда; традиционный белорусский женский костюм; женская одежда; народный костюм; проектирование женской одежды; орнамент; вышивка; дизайн одежды; этнический стиль; белорусский стиль; белорусский дизайнер; дизайнер Надежда Химдиат; Дизайн-бутик Himdiat; Nadia Himdiat; LinenBy; авторская одежда; этнодизайн; научное исследование; этнический стиль; белорусский стиль; женское платье; традиции;
Ешё читают:
Этнодизайн. Научное исследование традиционного белорусского женского костюма конца XIX — начала XX вв.
Информационные технологии в проектировании современной женской одежды
Тема дня: экологический стиль в одежде
Уход за изделиями из натурального льна
- Получить ссылку
- Электронная почта
- Другие приложения
Сейчас читают
Исследование региональных и локальных комплексов традиционного белорусского женского костюма конца XIX — начала XX вв.
- Получить ссылку
- Электронная почта
- Другие приложения
Вышивка. Художественные традиции белорусской вышивки
- Получить ссылку
- Электронная почта
- Другие приложения
Головные уборы. Аксессуары. Обувь. Элементы традиционного белорусского женского костюма середины ХІХ – начала ХХ века
- Получить ссылку
- Электронная почта
- Другие приложения
Юбка женская. Фартук. Элементы традиционного белорусского женского костюма середины ХІХ – начала ХХ века
- Получить ссылку
- Электронная почта
- Другие приложения
Орнамент. Художественно-декоративное оформление традиционного белорусского женского костюма
- Получить ссылку
- Электронная почта
- Другие приложения
Семантика цветового решения в традиционном белорусском костюме
- Получить ссылку
- Электронная почта
- Другие приложения
Рубаха женская. Элементы традиционного белорусского женского костюма середины ХІХ – начала ХХ века
- Получить ссылку
- Электронная почта
- Другие приложения
Информационные технологии в проектировании современной женской одежды
- Получить ссылку
- Электронная почта
- Другие приложения
Этнодизайн. Проектирование современной одежды на основе традиционного костюма. Анализ
- Получить ссылку
- Электронная почта
- Другие приложения
Список ресурсов, которые стали бесплатными на время карантина
- Получить ссылку
- Электронная почта
- Другие приложения