Только хорошие новости о моде и красоте
- Получить ссылку
- X
- Электронная почта
- Другие приложения
Безрукавка женская. Элементы традиционного белорусского женского костюма середины ХІХ – начала ХХ века
Безрукавка женская
Все элементы традиционного белорусского женского костюма (рубаха, юбка, фартук) имеют простой крой. Безрукавка ("гарсет", "кабат", "шнуровка", "нагрудник", "корсет" и др. новаторский компонент традиционного белорусского женского костюма. Через его приталенный крой, фигурный вырез горловины, отделку, прослеживается влияние европейской моды. Сначала предмет вошел в гардероб высшего сословия примерно в XVII в., городского населения, в основном мещан в XVIII в., учитывая красоту и практичность в конце XIX в., распространился по всей территории Беларуси в традиционном белорусском женском костюме, став важной частью комплекса молодых девушек и женщин [19]. Позволить себе иметь нарядную безрукавку могла далеко не каждая девушка или женщина.
Безрукавка использовалась не во всех комплексах. В традиционном белорусском женском костюме она часто занимала основной декоративный акцент. Например, д. Мотоль Ивановского района (Западное Полесье) короткая безрукавка красного цвета, обшита блестящим галуном ("галёной"), и повязанный поверх нее широкий красный пояс, сплетенный из тонких шерстяных нитей. Костюму Побужья (юго-западная часть Брестчины) была свойственна своеобразная ориентация на западноевропейские образцы. Это проявлялось в использовании тканей и прикладных товаров фабричного производства, в крое, в профессионализме изготовления предметов одежды. Безрукавка- "горсет" в этом регионе подчеркивает стройность женской фигуры. Сшит безукоризненно по выверенным лекалам из тонкого черного сукна на подкладке из хлопчатобумажной ткани. Она плотно прилегает к фигуре поверх рубахи, моделируя округлость бедер за счет расходящихся лепестков пришивной баски. Все конструктивные линии украшены декоративной тесьмой и фигурной строчкой контрастного цвета. Перед безрукавки-"гарсета" украшен множеством пуговиц. На территории Восточного Полесья (Калинковический и Светлогорский районы) композиционным и цветовым акцентом была безрукавка "кабат", которую изготавливали из качественной шерстяной ткани черного, иногда красного цвета. для него характерен плотно прилегающий к фигуре силуэт. Отрезная баска собрана в сборку по линии талии или состояла из отдельных клиньев. Богатая декоративная отделка по всей поверхности безрукавки в виде тесьмы- вьюнчика, блестки, яркие пуговицы, края переда иногда украшали треугольными зубчиками из цветной хлопчатобумажной ткани.
Культурно-экономические связи с соседними народами повлияли на формирование традиционной одежды Поднепровья, регион расположен востоке Беларуси. На юге просматриваются черты, близкие женскому костюму Черниговщины. Это проявляется в подобии кроя и украшения рубахи широкими рукавами орнаментальным подолом юбки. Безрукавка "карсетка"- длинная, имела приталенный силуэт.
В некоторых районах Беларуси (Поозерье,
Поднепровье- Могилевский строй) встречались длинные юбки "андарак" с пришитым лифом такой вид женской одежды назывался "саян", "андарак с одеяткой", "андарак с кабатом".
Существовало два основных вида безрукавки: короткий до талии и приталенный удлиненный с клиньями. Короткие обычно шились с прямой спинкой и часто не доходили до верхнего края юбки. В длинных также использовался наиболее простой крой – прямой, когда спинка кроилась из цельного куска материала. Своим нижним краем длинные безрукавки закрывали верхнюю часть юбки. Разрез был спереди и шел посередине или сбоку. По бокам разреза делались петли. С их помощью безрукавка шнуровалась либо застегивалась на пуговицы. На груди делался вырез округлой или V- образной формы. Сзади спинка доходила до шеи. С помощью шнурков или крючков безрукавка туго стягивалась спереди, заменяя собой лиф. Безрукавки шились обычно из фабричных ярких тканей всевозможных цветов, дополнительно украшались вышивкой, аппликациями, галунами, блестками и т.д. Праздничная безрукавка «гарсет» отличалась особой красотой. Она изготовлена из дорогих тканей: бархата, парчи и также богато украшалась. Рассмотрим основные фасоны безрукавки в традиционном белорусском женском костюме (середина XIX — начало XX вв.).
Схемы конструктивных особенностей безрукавки представлено в Приложении А, в таблице– Таблица П.А.8 – Схемы основных фасонов традиционной белорусской женской безрукавки (середина XIX — начало XX вв.).
Белорусский сарафан – «саян» представлял собой безрукавку «кабат» с пришивной юбкой «андараком». Юбка собрана на мелкую складку или сборку возле лифа. Застежка обязательно на пуговицы или крючки, а не завязывалась.
Существовало нескольких фасонов сарафана:
1) сарафан вилочковый;
2) сарафан прямой с лифом;
3) сарафан прямой с лифом на кокетке;
Рубаха, которую носили с сарафаном называлась «галаплечка», «плечаўка». Рисунок 2.12 – Сарафан женский. Поднепровье. Могилевский строй. Этнографический музей. Экспедиция сотрудников УП «Скарбница» при участии искусствоведа НМЛИ М.Н. Винниковой. Фото (2007г.)
Важные сведения о локальных вариантах традиционного белорусского костюма
и способах ношения отдельных его компонентов содержат фотографии и рисунки ХІХ
— первой половины ХХ в., которые хранятся в музеях, архивах и семейных альбомах.
© Автор статьи: Надежда Химдиат
При использовании текста указание автора, источник и ссылка на эту публикацию обязательны.
Еще читают:
Новости. Интернет-магазин LinenBy
#backstage с имиджевой фотосессии новой коллекции женской одежды «Белы крыж»
Проектирование современной женской одежды на основе традиционного женского костюма. Этнодизайн
Научное исследование. Элементы традиционного белорусского женского костюма середины ХІХ – начала ХХ века. Рубаха женская
Проекты. Статьи
- Получить ссылку
- X
- Электронная почта
- Другие приложения
Сейчас читают
Вышивка. Художественные традиции белорусской вышивки
- Получить ссылку
- X
- Электронная почта
- Другие приложения
Исследование региональных и локальных комплексов традиционного белорусского женского костюма конца XIX — начала XX вв.
- Получить ссылку
- X
- Электронная почта
- Другие приложения
Головные уборы. Аксессуары. Обувь. Элементы традиционного белорусского женского костюма середины ХІХ – начала ХХ века
- Получить ссылку
- X
- Электронная почта
- Другие приложения
Модные цвета осень-зима 2024-2025
- Получить ссылку
- X
- Электронная почта
- Другие приложения
Орнамент. Художественно-декоративное оформление традиционного белорусского женского костюма
- Получить ссылку
- X
- Электронная почта
- Другие приложения
Этнодизайн. Проектирование современной одежды на основе традиционного костюма. Анализ
- Получить ссылку
- X
- Электронная почта
- Другие приложения
Юбка женская. Фартук. Элементы традиционного белорусского женского костюма середины ХІХ – начала ХХ века
- Получить ссылку
- X
- Электронная почта
- Другие приложения
Семантика цветового решения в традиционном белорусском костюме
- Получить ссылку
- X
- Электронная почта
- Другие приложения
Рубаха женская. Элементы традиционного белорусского женского костюма середины ХІХ – начала ХХ века
- Получить ссылку
- X
- Электронная почта
- Другие приложения
Информационные технологии в проектировании современной женской одежды
- Получить ссылку
- X
- Электронная почта
- Другие приложения
Комментарии