К основному контенту

Только хорошие новости о моде и красоте

Дизайнерские платья на www.linenby.by

Безрукавка женская. Элементы традиционного белорусского женского костюма середины ХІХ – начала ХХ века

Безрукавка женская

Все элементы традиционного белорусского женского костюма (рубаха, юбка, фартук) имеют простой крой. Безрукавка ("гарсет", "кабат", "шнуровка", "нагрудник", "корсет" и др. новаторский компонент традиционного белорусского женского костюма. Через его приталенный крой, фигурный вырез горловины, отделку, прослеживается влияние европейской моды. Сначала предмет вошел в гардероб высшего сословия примерно в XVII в., городского населения, в основном мещан в XVIII в., учитывая красоту и практичность в конце XIX в., распространился по всей территории Беларуси в традиционном белорусском женском костюме, став важной частью комплекса молодых девушек и женщин [19]. Позволить себе иметь нарядную безрукавку могла далеко не каждая девушка или женщина. 

 

Безрукавка использовалась не во всех комплексах. В традиционном белорусском женском костюме она часто занимала основной декоративный акцент. Например, д. Мотоль Ивановского района (Западное Полесье) короткая безрукавка красного цвета, обшита блестящим галуном ("галёной"), и повязанный поверх нее широкий красный пояс, сплетенный из тонких шерстяных нитей. Костюму Побужья (юго-западная часть Брестчины) была свойственна своеобразная ориентация на западноевропейские образцы. Это проявлялось в использовании тканей и прикладных товаров фабричного производства, в крое, в профессионализме изготовления предметов одежды. Безрукавка- "горсет" в этом регионе подчеркивает стройность женской фигуры. Сшит безукоризненно по выверенным лекалам из тонкого черного сукна на подкладке из хлопчатобумажной ткани. Она плотно прилегает к фигуре поверх рубахи, моделируя округлость бедер за счет расходящихся лепестков пришивной баски. Все конструктивные линии украшены декоративной тесьмой и фигурной строчкой контрастного цвета. Перед безрукавки-"гарсета" украшен множеством пуговиц. На территории Восточного Полесья (Калинковический и Светлогорский районы) композиционным и цветовым акцентом была безрукавка "кабат", которую изготавливали из качественной шерстяной ткани черного, иногда красного цвета. для него характерен плотно прилегающий к фигуре силуэт. Отрезная баска собрана в сборку по линии талии или состояла из отдельных клиньев. Богатая декоративная отделка по всей поверхности безрукавки в виде тесьмы- вьюнчика, блестки, яркие пуговицы, края переда иногда украшали треугольными зубчиками из цветной хлопчатобумажной ткани.

Культурно-экономические связи с соседними народами повлияли на формирование традиционной одежды Поднепровья,  регион расположен востоке Беларуси. На юге просматриваются черты, близкие женскому костюму Черниговщины. Это проявляется в подобии кроя и украшения рубахи широкими рукавами орнаментальным подолом юбки. Безрукавка "карсетка"- длинная, имела приталенный силуэт. 

 

Традиционный белорусский женский костюм
 
Традиционный белорусский женский костюм

Традиционный белорусский женский костюм

Традиционный белорусский женский костюм

Традиционный белорусский женский костюм


Традиционный белорусский женский костюм

Традиционный белорусский женский костюм

Традиционный белорусский женский костюм

Традиционный белорусский женский костюм

Традиционный белорусский женский костюм

Традиционный белорусский женский костюм

Традиционный белорусский женский костюм

Традиционный белорусский женский костюм

Традиционный белорусский женский костюм

Традиционный белорусский женский костюм

 

Безрукавка. Традиционный белорусский женский костюм

Кабат. Лунинецкий строй

Черский строй. Традиционный белорусский женский костюм
 


В некоторых районах Беларуси (Поозерье, Поднепровье- Могилевский строй) встречались длинные юбки "андарак" с пришитым лифом такой вид женской одежды назывался "саян", "андарак с одеяткой", "андарак с кабатом".

 

Саян-традиционная белорусская женская одежда

 
Саян-традиционная белорусская женская одежда


Существовало два основных вида безрукавки: короткий до талии и приталенный удлиненный с клиньями. Короткие обычно шились с прямой спинкой и часто не доходили до верхнего края юбки. В длинных также использовался наиболее простой крой – прямой, когда спинка кроилась из цельного куска материала. Своим нижним краем длинные безрукавки закрывали верхнюю часть юбки. Разрез был спереди и шел посередине или сбоку. По бокам разреза делались петли. С их помощью безрукавка шнуровалась либо застегивалась на пуговицы. На груди делался вырез округлой или V- образной формы. Сзади спинка доходила до шеи. С помощью шнурков или крючков безрукавка туго стягивалась спереди, заменяя собой лиф. Безрукавки шились обычно из фабричных ярких тканей всевозможных цветов, дополнительно украшались вышивкой, аппликациями, галунами, блестками и т.д. Праздничная безрукавка «гарсет» отличалась особой красотой. Она изготовлена из дорогих тканей: бархата, парчи и также богато украшалась. Рассмотрим основные фасоны безрукавки в традиционном белорусском женском костюме (середина XIX — начало XX вв.).  

 


 

 Схемы конструктивных особенностей безрукавки представлено в Приложении А, в таблице– Таблица П.А.8 –  Схемы основных фасонов традиционной белорусской женской безрукавки (середина XIX — начало XX вв.).   


 





Белорусский сарафан – «саян» представлял собой безрукавку «кабат» с пришивной юбкой «андараком». Юбка собрана на мелкую складку или сборку возле лифа. Застежка обязательно на пуговицы или крючки, а не завязывалась.

Существовало нескольких фасонов сарафана:

1) сарафан вилочковый;

2) сарафан прямой с лифом;

3) сарафан прямой с лифом на кокетке;

Рубаха, которую носили с сарафаном называлась «галаплечка», «плечаўка». Рисунок 2.12 – Сарафан женский. Поднепровье. Могилевский строй. Этнографический музей. Экспедиция сотрудников УП «Скарбница» при участии искусствоведа НМЛИ М.Н. Винниковой. Фото (2007г.)

 

 Важные сведения о локальных вариантах традиционного белорусского костюма и способах ношения отдельных его компонентов содержат фотографии и рисунки ХІХ — первой половины ХХ в., которые хранятся в музеях, архивах и семейных альбомах.

 
 


 














 Материал подготовлен на основе изучения специальной литературы по теме диссертации, научных трудов белорусских ученых, таких как Винникова М.Н., Лобачевская О.А., Богдан П.А., Бохан Е.С., и др. Фотоматериал высокохудожественных образцов традиционного белорусского женского костюма, которые представленны в музеях, фондах, архивах Беларуси, таких как: Национальный музей истории и культуры Беларуси, Музея древнебелорусской культуры ИИЭФ НАН Беларуси, НП РУП «Скарбница». 
 

© Автор статьи: Надежда Химдиат

 

Источник: Химдиат, Н.А. Преемственность традиций народного искусства в проектировании современной женской одежды / Дис. ... магистр. тех. наук: 50.01.02/ Н.А. Химдиат ; ВГТУ. – М., 2019. – 188 с.

 

При использовании текста указание автора, источник и ссылка на эту публикацию обязательны. 

 
Заказать любимое © платье возможно на сайте: www.linenby.by
Заказать любимое © платье с учетом  индивидуальных предпочтений возможно в нашем Цифровом ателье. 
 

Любимое © платье
 
  Ключевые слова: одежда; традиционный белорусский женский костюм; женская одежда; народный костюм; проектирование женской одежды; орнамент; вышивка; дизайн одежды; этнический стиль; белорусский стиль; белорусский дизайнер; дизайнер Надежда Химдиат; Дизайн-бутик Himdiat; Nadia Himdiat; LinenBy; авторская одежда; этнодизайн; научное исследование; этнический стиль; белорусский стиль; женское платье; традиции; 
 

 

 

Еще читают:

 Новости. Интернет-магазин LinenBy

#backstage с имиджевой фотосессии новой коллекции женской одежды «Белы крыж» 

Проектирование современной женской одежды на основе традиционного женского костюма. Этнодизайн

Научное исследование.  Элементы традиционного белорусского женского костюма середины ХІХ – начала ХХ века. Рубаха женская

Проекты. Статьи





Комментарии

Сейчас читают