Этнодизайн. Научное исследование традиционного белорусского женского костюма конца XIX — начала XX вв.


    Национальное своеобразие и высокий художественный уровень белорусского народного женского костюма конца XIX — начала XX вв. позволяет ему занимать достойное место в традиционной культуре народов Европы. Он является уникальным памятником материальной и духовной культуры, который занимает особое место в культурном наследии нашего народа. Он имеет тесную связь с обычаями, обрядами, с древнейшими истоками белорусской культуры, когда магическое значение вещей, изображений превращалось в эстетическое. Женский народный костюм становится образной летописью наших предков, которая языком цвета, формы орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Звено, которое связывает художественное прошлое нашего народа с его настоящим и будущим.




Этнодизайн проходит красной нитью в моих коллекциях из сезона в сезон. Сложился большой круг дорогих почитательниц любимых © платьев марки Nadia Himdiat. У меня появилось огромное желание окунуться в изучение традиционного белорусского женского костюма, чтобы рассматривать его не только как неисчерпаемый источник вдохновения, но и найти достоверную информацию о первоисточнике. Материалы, которые удалось собрать позволяют осознанно использовать принципы композиционного построения народного костюма в проектировании современной женской одежды. Защита диссертации на тему "Преемственность традиций народного искусства в проектировании современной женской одежды" состоялась 27.02.2019 г.

                                       

Держать в руках готовый экземпляр - это истинное удовольствие и удовлетворение от проделанной работы.  
Основная часть работы изложена на 137 страницах машинописного текста, 74 рисунка и 14 таблиц, приложение на 65 страницах. В данной работе, впервые с позиции искусствознания, традиционный белорусский женский костюм рассматривается как творческий источник для создания современной женской одежды.
Изучение литературных источников отечественных и зарубежных авторов, научных трудов ученых, общение с экспертами, изучение высокохудожественных образцов традиционного женского костюма представленных в музеях, фондах, архивах Беларуси, таких как: Национальный музей истории и культуры Беларуси, музея древнебелорусской культуры ИИЭФ НАН Беларуси, НП РУП «Скарбница» и др. внесло неоценимый вклад как в теоретическую, так и в практическую часть работы.

          ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Ключевые слова: одежда; традиционный белорусский женский костюм; женская одежда; народный костюм; проектирование женской одежды; автор надежда химдиат; авторская одежда; орнамент; вышивка; дизайн одежды; этнический стиль; белорусский стиль; этнодизайн;

Цель и задачи исследования

Исследование традиционного белорусского женского костюма, как художественной-декоративной и конструкторско-технологической системы для практического использования в проектировании современной женской одежды. Поиск путей его творческой трансформации в современные гармоничные модели одежды. В соответствии с целью намечено решение следующих задач:
– исследовать традиционные материалы и ткани для изготовления белорусской народной женской одежды;
– классифицировать элементы традиционного белорусского женского костюма;
– исследовать региональные и локальные особенности традиционного белорусского женского костюма, выявить особенности художественно- декоративного оформления и конструкторско-технологического решения составляющих его элементов;
– выявить пути творческой трансформации традиционного белорусского женского костюма для создания современной женской одежды;
–проанализировать современное состояние проектирования женской одежды в этническом стиле и направление моды;
– проанализировать ассортимент и художественно-декоративное оформление современной женской одежды в этническом стиле;
– выявить возможности расширения ассортимента современной женской одежды в этническом стиле на основе традиционного белорусского женского костюма;
– разработать серию моделей современной женской одежды pret-a-porte в этническом стиле на основе традиционного белорусского женского костюма;

Объект и предмет исследования

Объектом исследования является художественно-декоративные и конструкторско-технологические особенности традиционного белорусского женского костюм середины ХІХ – начала ХХ века, художественно-декоративные и конструкторско-технологические особенности современного женского костюма в этническом стиле. Предмет исследования определен целью и задачами, сформулированными выше.

Методология и методы проведенного исследования 

Теоретическую и методологическую основу исследования составили искусствоведческие, этнографические научные труды ученых Республики Беларусь, России, Украины, Казахстана, Польши, Литвы и других стран. Для системного изучения богатого народного наследия применялись такие виды анализа, как композиционный, конструктивный, структурный.  Для выявления национальных и региональных особенностей традиционного белорусского женского костюма использовался метод художественно-стилистического анализа. Метод классификации видов одежды позволил выявить основные критерии для проведения анализа обобщённой структуры традиционного белорусского женского костюма и составляющих его элементов. Наряду с перечисленными выше, применяется общая методология системного подхода к проектированию одежды. А также научные методы познания, такие как ассоциация, аналогия, синтез, анализ.  Компьютерная обработка материалов исследования выполнена при помощи программ: Microsoft Word; Microsoft Excel; Corel DRAW; Adobe Photoshop CC; Adobe Illustrator CC; Wilcom; AutoCAD.  

Апробация результатов исследования 
 
Отдельные вопросы исследуемой темы и результаты работы докладывались, обсуждались и получили положительную оценку на международной научной конференции «Образ Родины: содержание, формирование, актуализация», УВО «МХПИ» (Россия, г. Москва 20 апреля 2018 г).  Коллекции женской одежды в этническом стиле разработанные в данной научной работе демонстрировались на международных, республиканских выставках, конкурсах, фестивалях таких как:
  • Авторская выставка под названием «Дорога к дереву жизни», ГУ «Национальный исторический музей Республики Беларусь» (Республика Беларусь, г. Минск, 02–26 марта 2017 г.);
  • Ежегодная Благотворительная Рождественская ярмарка, Минский Международный женский клуб жен послов, дипломатов и иностранных представителей (Республика Беларусь, г. Минск, 29 декабря 2016г.);
  • Конкурс «Spring Fashion Day» Национальная Школа Красоты (Республика Беларусь, г. Минск 24 апреля 2017 г.);
  • Международный этнокультурный фестиваль «ETHNO ART FEST МОСКВА – ЛОНДОН», Московский международный фонд ЮНЕСКО (Россия, Москва 14-21 сентября 2017 г.);
  • Вступление соискателя в Творческий Союз художников России, Секция «Этнографическое искусство» (Россия, Москва, 26 апреля 2018г.); 
  • Международный конкурс «Elite Beauty Queens» (Литва, Рига, 17– 21 июня 2018 г.);
  • Результаты работы апробированы и внедрены на предприятии «ПАНТЕРИАРТ». Решением экспертной комиссии модели женской одежды отнесены к изделиям народных художественных промыслов. (Управление Делами Президента Республики Беларусь. Государственное производственно- торговое объединение «Белхудожпромыслы» г. Минск, 21 декабря 2016 г.)
Важными задачами, стоящими перед швейной промышленностью Республики Беларусь на современном этапе в условиях жесткой конкуренции, являются расширение ассортимента женской одежды и улучшения ее качества. Насыщение рынка разнообразным конкурентоспособным товаром по доступным ценам. Восстановление доверия покупателей к товарам отечественного производства. Достижение платежеспособного спроса, как на внутреннем, так и на внешних рынках.
В настоящее время у потребителей возник интерес к национальной белорусской эстетике и в частности к современной одежде в этническом стиле. В связи с этим вектор отечественной промышленности направлен на расширение ассортимента современных изделий на базе традиционного белорусского народного женского костюма. Значительно возросла доля выпуска одежды в этническом стиле в общем объеме производства. Крупные предприятия в своем ассортименте располагают незначительной долей изделий с белорусской символикой, открываются предприятия малого бизнеса, ремесленники, которые специализируются на выпуске одежды в этническом, белорусском стиле. Но при этом наблюдается не всегда грамотный подход к использованию белорусских традиций, что является следствием недостаточности знаний о первоисточнике. Между тем, этнический источник творчества объединяет логические формы, интересные композиционные, фактурные и орнаментальные решения. Использование этой информации способствует обогащению и художественному развитию новых моделей женской одежды с особым народным колоритом. 

Коллекция "Белы крыж"/ автор: Химдиат Н.

Я считаю, что на сегодняшний день еще имеет место отрыв современного проектирования одежды от традиционного белорусского костюма, который несет в себе бесценный многовековой опыт целого народа. До сих пор существует нехватка объективных решений для активации преемственности и развития традиций народного искусства в современном дизайне женской одежды. Основной упор зачастую делается на сохранение традиционного искусства как части культурного материального наследия, без его интерпретации и обновления, что превращает уникальные ценности в мертвый музейный экспонат. Следует подчеркнуть, что современные модельеры рассматривают проблему использования традиций белорусского народного женского костюма главным образом в контексте конструирования и технологии, а не художественного проектирования, и практически не уделяют внимания развитию образной концепции в дизайне одежды. Проектирование современной женской одежды в этническом стиле должно базироваться на научно-обоснованных методах проектирования с учетом достоверной информации о первоисточнике, что окажет положительное влияние на качество одежды, покупательскую способность и обеспечит преемственность традиций белорусского народного искусства. В связи с этим исследование традиционного белорусского женского костюма, как художественной системы и поиск путей его творческой трансформации в современные гармоничные модели одежды является актуальным. 
 В процессе работы над своей научной работой "Преемственность традиций народного искусства в проектировании современной женской одежды" мне потребовалось достаточно много времени, чтобы составить собственный список литературы, ознакомиться с каждым изданием, публикацией, проанализировать и сделать определенные выводы. Необыкновенные ощущения восторга и радости испытала при встрече и знакомстве с некоторыми авторами данных трудов. С чувством благодарности делала ссылки своей работе на используемые источники и вам советую, друзья. До новых встреч, в мире моды и красоты!

Химдиат, Н.А. Преемственность традиций народного искусства в проектировании современной женской одежды / Дис. ... магистр. тех. наук: 50.01.02/ Н.А. Химдиат ; ВГТУ. – М., 2019. – 188 с. ©

Сейчас читают:

#backstage с имиджевой фотосессии новой коллекции женской одежды «Белы крыж».  

Литературный обзор на тему этнодизайн  

#одежда; #традиционныйбелорусскийженскийкостюм; #женскаяодежда; #народныйкостюм; #проектированиеженскойодежды; #авторнадеждахимдиат; #авторскаяодежда; #орнамент; #вышивка; #дизайнодежды; #этническийстиль; #белорусскийстиль; #этнодизайн; 









Сейчас читают