Только хорошие новости о моде и красоте
- Получить ссылку
- Электронная почта
- Другие приложения
Этнодизайн. Научное исследование традиционного белорусского женского костюма конца XIX — начала XX вв.
Национальное своеобразие и высокий художественный уровень
белорусского народного женского костюма конца XIX — начала XX вв. позволяет ему
занимать достойное место в традиционной культуре народов Европы. Он является
уникальным памятником материальной и духовной культуры, который занимает особое
место в культурном наследии нашего народа. Он имеет тесную связь с обычаями,
обрядами, с древнейшими истоками белорусской культуры, когда магическое
значение вещей, изображений превращалось в эстетическое. Женский народный
костюм становится образной летописью наших предков, которая языком цвета, формы
орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного
искусства. Звено, которое связывает художественное прошлое нашего народа с его
настоящим и будущим.
Юбка- андарак, плиссерованная. Ткань домотканая. Начало ХХ века. |
Этнодизайн проходит красной нитью в моих коллекциях из сезона в сезон. Сложился большой круг дорогих почитательниц любимых © платьев марки Nadia Himdiat. У меня появилось огромное желание окунуться в изучение традиционного белорусского женского костюма, чтобы рассматривать его не только как неисчерпаемый источник вдохновения, но и найти достоверную информацию о первоисточнике. Материалы, которые удалось собрать позволяют осознанно использовать принципы композиционного построения народного костюма в проектировании современной женской одежды. Защита диссертации на тему "Преемственность традиций народного искусства в проектировании современной женской одежды" состоялась 27.02.2019 г.
Держать в руках готовый экземпляр - это
истинное удовольствие и удовлетворение от проделанной работы.
Основная часть работы изложена на
137 страницах машинописного текста, 74 рисунка и 14 таблиц, приложение на 65
страницах. В данной работе, впервые с позиции искусствознания, традиционный
белорусский женский костюм рассматривается как творческий источник для создания
современной женской одежды.
Изучение литературных источников
отечественных и зарубежных авторов, научных трудов ученых, общение с
экспертами, изучение высокохудожественных образцов традиционного женского
костюма представленных в музеях, фондах, архивах Беларуси, таких как:
Национальный музей истории и культуры Беларуси, музея древнебелорусской
культуры ИИЭФ НАН Беларуси, НП РУП «Скарбница» и др. внесло неоценимый вклад
как в теоретическую, так и в практическую часть работы.
Ключевые слова:
одежда; традиционный белорусский женский костюм; женская одежда; народный
костюм; проектирование женской одежды; автор надежда химдиат; авторская одежда;
орнамент; вышивка; дизайн одежды; этнический стиль; белорусский стиль;
этнодизайн;
Цель и задачи исследования
Исследование
традиционного белорусского женского костюма, как художественной-декоративной и
конструкторско-технологической системы для практического использования в
проектировании современной женской одежды. Поиск путей его творческой
трансформации в современные гармоничные модели одежды. В соответствии с целью
намечено решение следующих задач:
– исследовать
традиционные материалы и ткани для изготовления белорусской народной женской
одежды;
– классифицировать
элементы традиционного белорусского женского костюма;
– исследовать
региональные и локальные особенности традиционного белорусского женского
костюма, выявить особенности художественно- декоративного оформления и
конструкторско-технологического решения составляющих его элементов;
– выявить пути
творческой трансформации традиционного белорусского женского костюма для
создания современной женской одежды;
–проанализировать
современное состояние проектирования женской одежды в этническом стиле и
направление моды;
– проанализировать
ассортимент и художественно-декоративное оформление современной женской одежды
в этническом стиле;
– выявить возможности
расширения ассортимента современной женской одежды в этническом стиле на основе
традиционного белорусского женского костюма;
– разработать серию
моделей современной женской одежды pret-a-porte в этническом стиле на основе
традиционного белорусского женского костюма;
Объект и предмет
исследования
Объектом исследования
является художественно-декоративные и конструкторско-технологические
особенности традиционного белорусского женского костюм середины ХІХ – начала ХХ
века, художественно-декоративные и конструкторско-технологические особенности
современного женского костюма в этническом стиле. Предмет исследования
определен целью и задачами, сформулированными выше.
Методология и методы
проведенного исследования
Теоретическую и
методологическую основу исследования составили искусствоведческие,
этнографические научные труды ученых Республики Беларусь, России, Украины,
Казахстана, Польши, Литвы и других стран. Для системного изучения богатого
народного наследия применялись такие виды анализа, как композиционный,
конструктивный, структурный. Для выявления национальных и региональных
особенностей традиционного белорусского женского костюма использовался метод
художественно-стилистического анализа. Метод классификации видов одежды
позволил выявить основные критерии для проведения анализа обобщённой структуры
традиционного белорусского женского костюма и составляющих его элементов.
Наряду с перечисленными выше, применяется общая методология системного подхода
к проектированию одежды. А также научные методы познания, такие как ассоциация,
аналогия, синтез, анализ. Компьютерная обработка материалов исследования
выполнена при помощи программ: Microsoft Word; Microsoft Excel; Corel DRAW;
Adobe Photoshop CC; Adobe Illustrator CC; Wilcom; AutoCAD.
Апробация результатов
исследования
Отдельные вопросы
исследуемой темы и результаты работы докладывались, обсуждались и получили
положительную оценку на международной научной конференции «Образ Родины:
содержание, формирование, актуализация», УВО «МХПИ» (Россия, г. Москва 20
апреля 2018 г). Коллекции женской
одежды в этническом стиле разработанные в данной научной работе
демонстрировались на международных, республиканских выставках, конкурсах,
фестивалях таких как:
- Авторская выставка под названием «Дорога к дереву жизни», ГУ «Национальный исторический музей Республики Беларусь» (Республика Беларусь, г. Минск, 02–26 марта 2017 г.);
- Ежегодная Благотворительная Рождественская ярмарка, Минский Международный женский клуб жен послов, дипломатов и иностранных представителей (Республика Беларусь, г. Минск, 29 декабря 2016г.);
- Конкурс «Spring Fashion Day» Национальная Школа Красоты (Республика Беларусь, г. Минск 24 апреля 2017 г.);
- Международный этнокультурный фестиваль «ETHNO ART FEST МОСКВА – ЛОНДОН», Московский международный фонд ЮНЕСКО (Россия, Москва 14-21 сентября 2017 г.);
- Вступление соискателя в Творческий Союз художников России, Секция «Этнографическое искусство» (Россия, Москва, 26 апреля 2018г.);
- Международный конкурс «Elite Beauty Queens» (Литва, Рига, 17– 21 июня 2018 г.);
- Результаты работы апробированы и внедрены на предприятии «ПАНТЕРИАРТ». Решением экспертной комиссии модели женской одежды отнесены к изделиям народных художественных промыслов. (Управление Делами Президента Республики Беларусь. Государственное производственно- торговое объединение «Белхудожпромыслы» г. Минск, 21 декабря 2016 г.)
Важными задачами,
стоящими перед швейной промышленностью Республики Беларусь на современном этапе
в условиях жесткой конкуренции, являются расширение ассортимента женской одежды
и улучшения ее качества. Насыщение рынка разнообразным конкурентоспособным
товаром по доступным ценам. Восстановление доверия покупателей к товарам
отечественного производства. Достижение платежеспособного спроса, как на
внутреннем, так и на внешних рынках.
В настоящее время у
потребителей возник интерес к национальной белорусской эстетике и в частности к
современной одежде в этническом стиле. В связи с этим вектор отечественной
промышленности направлен на расширение ассортимента современных изделий на базе
традиционного белорусского народного женского костюма. Значительно возросла
доля выпуска одежды в этническом стиле в общем объеме производства. Крупные
предприятия в своем ассортименте располагают незначительной долей изделий с
белорусской символикой, открываются предприятия малого бизнеса, ремесленники,
которые специализируются на выпуске одежды в этническом, белорусском стиле. Но
при этом наблюдается не всегда грамотный подход к использованию белорусских
традиций, что является следствием недостаточности знаний о первоисточнике.
Между тем, этнический источник творчества объединяет логические формы,
интересные композиционные, фактурные и орнаментальные решения. Использование
этой информации способствует обогащению и художественному развитию новых
моделей женской одежды с особым народным колоритом.
Коллекция "Белы крыж"/ автор: Химдиат Н. |
Я считаю, что на сегодняшний день еще имеет место отрыв современного проектирования одежды от традиционного белорусского костюма, который несет в себе бесценный многовековой опыт целого народа. До сих пор существует нехватка объективных решений для активации преемственности и развития традиций народного искусства в современном дизайне женской одежды. Основной упор зачастую делается на сохранение традиционного искусства как части культурного материального наследия, без его интерпретации и обновления, что превращает уникальные ценности в мертвый музейный экспонат. Следует подчеркнуть, что современные модельеры рассматривают проблему использования традиций белорусского народного женского костюма главным образом в контексте конструирования и технологии, а не художественного проектирования, и практически не уделяют внимания развитию образной концепции в дизайне одежды. Проектирование современной женской одежды в этническом стиле должно базироваться на научно-обоснованных методах проектирования с учетом достоверной информации о первоисточнике, что окажет положительное влияние на качество одежды, покупательскую способность и обеспечит преемственность традиций белорусского народного искусства. В связи с этим исследование традиционного белорусского женского костюма, как художественной системы и поиск путей его творческой трансформации в современные гармоничные модели одежды является актуальным.
В процессе
работы над своей научной работой "Преемственность традиций народного
искусства в проектировании современной женской одежды" мне потребовалось
достаточно много времени, чтобы составить собственный список литературы,
ознакомиться с каждым изданием, публикацией, проанализировать и сделать
определенные выводы. Необыкновенные ощущения восторга и радости испытала при
встрече и знакомстве с некоторыми авторами данных трудов. С чувством
благодарности делала ссылки своей работе на используемые
источники и вам советую, друзья. До новых встреч, в мире моды и красоты!
Химдиат, Н.А. Преемственность традиций народного искусства в проектировании современной женской одежды / Дис. ... магистр. тех. наук: 50.01.02/ Н.А. Химдиат ; ВГТУ. – М., 2019. – 188 с. ©
Химдиат, Н.А. Преемственность традиций народного искусства в проектировании современной женской одежды / Дис. ... магистр. тех. наук: 50.01.02/ Н.А. Химдиат ; ВГТУ. – М., 2019. – 188 с. ©
Сейчас читают:
#backstage с имиджевой фотосессии новой коллекции женской одежды «Белы крыж».
Литературный обзор на тему этнодизайн
Как определить свой типовой размер?
Backstage с весенней съемки новой коллекции LinenBy
Обзор новой коллекции весна-лето от дизайнера Nadia Himdiat
Новости LinenBy
#одежда; #традиционныйбелорусскийженскийкостюм; #женскаяодежда; #народныйкостюм; #проектированиеженскойодежды; #авторнадеждахимдиат; #авторскаяодежда; #орнамент; #вышивка; #дизайнодежды; #этническийстиль; #белорусскийстиль; #этнодизайн
- Получить ссылку
- Электронная почта
- Другие приложения
Место:
Минск, Беларусь
Author's clothes. Unique brand concept. Professional approach to design.
Сейчас читают
Исследование региональных и локальных комплексов традиционного белорусского женского костюма конца XIX — начала XX вв.
- Получить ссылку
- Электронная почта
- Другие приложения
Вышивка. Художественные традиции белорусской вышивки
- Получить ссылку
- Электронная почта
- Другие приложения
Головные уборы. Аксессуары. Обувь. Элементы традиционного белорусского женского костюма середины ХІХ – начала ХХ века
- Получить ссылку
- Электронная почта
- Другие приложения
Юбка женская. Фартук. Элементы традиционного белорусского женского костюма середины ХІХ – начала ХХ века
- Получить ссылку
- Электронная почта
- Другие приложения
Орнамент. Художественно-декоративное оформление традиционного белорусского женского костюма
- Получить ссылку
- Электронная почта
- Другие приложения
Семантика цветового решения в традиционном белорусском костюме
- Получить ссылку
- Электронная почта
- Другие приложения
Рубаха женская. Элементы традиционного белорусского женского костюма середины ХІХ – начала ХХ века
- Получить ссылку
- Электронная почта
- Другие приложения
Информационные технологии в проектировании современной женской одежды
- Получить ссылку
- Электронная почта
- Другие приложения
Этнодизайн. Проектирование современной одежды на основе традиционного костюма. Анализ
- Получить ссылку
- Электронная почта
- Другие приложения
Список ресурсов, которые стали бесплатными на время карантина
- Получить ссылку
- Электронная почта
- Другие приложения