Только хорошие новости о моде и красоте
- Получить ссылку
- X
- Электронная почта
- Другие приложения
Этнодизайн. Проектирование современной одежды на основе традиционного костюма. Анализ
Идея использовать народный костюм в качестве источника для вдохновения при проектировании современной женской одежды не нова. Начиная со второй половины ХХ века народный костюм, его покрой, орнамент, цветовые сочетания широко использовался модельерами при проектировании одежды. Появились фольклорный, этнический стили. Народный костюм стал объектом пристального изучения. Безусловно, традиционный народный костюм в первую очередь рассматривают как систему художественно-выразительных средств, поскольку он поражает многообразием форм, рациональными вариантами кроя, функциональностью, богатством художественно- декоративного оформления. Каждый год из сезона в сезон модельеры по всему миру возвращаются к этнической теме и каждый раз находят новые идеи для воплощения.
Не стала исключением, и Республика
Беларусь в период с 30-х годов ХХ века до настоящего времени на фоне развития и
самоутверждения национальной культуры создаются образцы одежды, которые носят
чисто этнографический характер и в основном используются во время проведения
торжественных мероприятий, таких как концерты, конкурсы, выставки.
Большое внимание стали уделять возрождению
народного творчества содействуют учреждения культуры нового типа - это Дом
ремесел, Дом фольклора, школа народного творчества и другие. Именно эти
учреждения проводят деятельность по восстановлению народных обрядов, исполнению
народных песен, возрождению народных ремесел [78].
Мастерица Степанида Степанюк, д. Доропеевичи, Малоритский р-н. Республика Беларусь /Фото: http://veski.sb.by/doropeevichi/ |
Во второй половине 70-х фольклорные мотивы в одежде стали широко популярны: яркие колористические решения, вышивка, характерные узоры, сочетание цветов.
Мода 1970-е гг. |
https://mirtesen.ru/ |
В 80-е годы входят в моду мягкие линии,
большой объем, принципы народного кроя, оформление тканей в народном стиле,
актуальным остается комплектность. Однако ставка делается не на декор костюма,
а на его конструктивное решение. При сезонном изменении моды художники
использовали то приемы кроя, то принцип декора, то интересную деталь, но в то
же время, не акцентируют внимание на этих элементах. Модельеры перестали
придерживаться узких исторических и этнографических рамок, перерабатывая
народный костюм. Особый интерес к традиционному белорусскому костюму проявился на этапе образования Союза
Независимых Государств (СНГ), когда каждый народ стал стремится к возрождению
своих традиций, обычаев, обрядов, путем использования элементов народного
костюма в одежде. Национальная мода с подиумов проникает в массы.
В 2014- 2015 гг. славянская эстетика достигла пика своей популярности на мировом рынке. Всемирно известные модельеры обращают свой взор в сторону славянской культуры. Звезды шоу бизнеса, медийные личности запускают свои авторские линии одежды и аксессуаров в этническом стиле.
Итальянский модельер Valentino на неделе моды в Париже (Франция) представил женскую коллекцию созданную на основе народных костюмов восточных славян из России, Украины, Белоруссии [6].
Американский рэпер Snoop Dogg запустил свою линию одежды в этническом стиле с традиционным белорусским орнаментом и назвал ее «SNOOP LOVES BELARUS» [5]. Одежда и аксессуары данного автора с белорусским орнаментом представлена на рисунке. Рисунок 3.1 – Изделия в белорусском стиле из коллекции «SNOOP LOVES BELARUS».
Именно факт признания славянской, и в частности белорусской культуры, на международном уровне поспособствовал обратить внимание на материальное достояние – традиционное белорусское народное искусство самих белорусов. Сегодня, вместе со стремительным развитием экономики нашей страны происходит становление белорусской индустрии моды. На различных площадках страны проводятся фестивали, конкурсы, показы моды этнической направленности. Основной целью которых, является популяризация белорусской культуры, традиций и стиля в одежде. Становится модным носить одежду с белорусской вышивкой, пользоваться вещами с белорусской символикой. Появляется большой спрос на одежду в этническом стиле с белорусским колоритом не только у туристов, но и у самих белорусов, особенно у молодого поколения. Появилось понятие «белорусский стиль». Социологическое исследование показало, что главной причиной приобретения одежды с национальной белорусской символикой является «патриотический» стиль продукции- на это указали 69,3 % респондентов. Уникальность дизайнерского предложения в качестве причины выбора отметили 49,5% респондентов, соответствие продукции с национальной белорусской символикой модным запросам молодежи- 31%, а 29,4% респондентов считают, что такие товары позволяют выделяться в обществе [7].
В настоящее время в Республике Беларусь многие швейные предприятия выпускают модели одежды в этническом стиле для торговли в магазинах, выставках, ярмарках. Центры народных ремесел изготавливают национальную одежду для различных мероприятий в традиционном белорусском стиле, делая ставку на традиционную вышивку и покрой, которые являются довольно дорогими и выступают в основном в качестве сувениров. При этом основными потребителями являются иностранцы и эмигранты, предприятия, которые представляют страну на международном уровне. Белорусская швейная, трикотажная, обувная отрасли решают целый ряд проблем, важнейшая из которых – конкурентоспособность на фоне импорта. В связи с этим предприятия ставят целью повышения качества сырья и снижения уровня импортоёмкости. Белорусский рынок требует новых подходов таких как, брэндинг национальных ценностей, развития местных брендов, расширение модельного ряда изделий в этническом стиле, чтобы удовлетворить спрос покупателей, активизации маркетинговой политики.
Анализ современного состояния проектирования одежды на основе традиционного костюма показал, что интерес покупателей к данной категории товара определенно есть. Национальная мода с подиумов проникает и в массы, примером может служить белорусский орнамент, так полюбившийся массовому потребителю. Проснулось желание людей знать свои корни, восстановить забытую родословную, защититься от эрозии души, потери духовности, утраты уверенности в завтрашнем дне. Работу, направленную на изучение и популяризацию традиционного белорусского костюма необходимо проводить ради сохранения памяти о культурном наследии, при этом сохраняя преемственность поколений, а также в целях активного использования полученных знаний в сфере современного дизайна одежды. Экспериментировать с традиционным костюмом и не терять при этом национальный колорит, может только человек, который хорошо знает традиции.
Фоторяд по теме:
Md: @go_anastasiaa Ph: @amirickano St: @nadia_himdiat Dress: @linenby_by (LinenBy) |
Md: @go_anastasiaa Ph: @amirickano St: @nadia_himdiat Dress: @linenby_by (LinenBy) |
Md: @rigid666 St: @nadia_himdiat Dress: @linenby.by |
Md: @rigid666 St: @nadia_himdiat Dress: @linenby.by |
Md: @rigid666 St: @nadia_himdiat Dress: @linenby.by |
Md: @rigid666 St: @nadia_himdiat Dress: @linenby.by |
© Автор статьи: Надежда Химдиат
При использовании текста указание автора, источник и ссылка на эту публикацию обязательны.
Ключевые
слова: одежда; традиционный белорусский женский костюм; женская одежда;
народный
костюм; проектирование женской одежды; орнамент; вышивка; дизайн одежды;
этнический
стиль; белорусский стиль; белорусский дизайнер; дизайнер Надежда
Химдиат; Дизайн-бутик Himdiat; Nadia Himdiat; LinenBy; авторская одежда;
этнодизайн; научное исследование; этнический стиль; белорусский стиль;
женское платье; традиции;
Еще читают:
«А машина времени существует…» Записки путешественников во времени. Белорусский государственный музей народной архитектуры и быта
Тенденции. Темы. Ключевые цвета на сезон весна-лето 2021
Победа в XXVI Республиканском конкурсе научных работ
Вышивка. Художественные традиции белорусской вышивки
Семантика цветового решения в традиционном белорусском костюме
Статьи. Проекты
- Получить ссылку
- X
- Электронная почта
- Другие приложения
Сейчас читают
Вышивка. Художественные традиции белорусской вышивки
- Получить ссылку
- X
- Электронная почта
- Другие приложения
Исследование региональных и локальных комплексов традиционного белорусского женского костюма конца XIX — начала XX вв.
- Получить ссылку
- X
- Электронная почта
- Другие приложения
Головные уборы. Аксессуары. Обувь. Элементы традиционного белорусского женского костюма середины ХІХ – начала ХХ века
- Получить ссылку
- X
- Электронная почта
- Другие приложения
Орнамент. Художественно-декоративное оформление традиционного белорусского женского костюма
- Получить ссылку
- X
- Электронная почта
- Другие приложения
Модные цвета осень-зима 2024-2025
- Получить ссылку
- X
- Электронная почта
- Другие приложения
Юбка женская. Фартук. Элементы традиционного белорусского женского костюма середины ХІХ – начала ХХ века
- Получить ссылку
- X
- Электронная почта
- Другие приложения
Семантика цветового решения в традиционном белорусском костюме
- Получить ссылку
- X
- Электронная почта
- Другие приложения
Рубаха женская. Элементы традиционного белорусского женского костюма середины ХІХ – начала ХХ века
- Получить ссылку
- X
- Электронная почта
- Другие приложения
Информационные технологии в проектировании современной женской одежды
- Получить ссылку
- X
- Электронная почта
- Другие приложения
Комментарии