К основному контенту

Только хорошие новости о моде и красоте

Дизайнерские платья на www.linenby.by

Головные уборы. Аксессуары. Обувь. Элементы традиционного белорусского женского костюма середины ХІХ – начала ХХ века

Традиционный белорусский женский костюм

В состав традиционного белорусского женского костюма (комплекса) входит не только одежда, но и головные уборы, аксессуары, обувь, которые использовались девушками и женщинами в повседневном и праздничном обиходе.

  Неотъемлемой частью традиционного белорусского женского костюма является головной убор. Существовали различные виды головных уборов их фасон зависел от семейного положения женщины: у девушек – «вянок», «кубак», «скіндачка» и др; у замужней женщины – «намітка», «хустка», «каптур», «чапец», «галавачка» и др.

Замужние женщины не имели право выходить на люди с непокрытой головой. Самым распространенным головным убором была наметка, представляющая из себя своеобразный повязку – рушник. Архаичный головной убор в виде длинного куска тонкого белого полотна, орнаментированного на концах. Определенным способом завитый на голову женщины, он завершал художественный образ костюма, придавал ему целостность и местное своеобразие. Нижними компонентами головного убора– наметка, были твердые каркасы различной формы, изготовленные из соломы, луба, льняного волокна, холста и др. Они помогали создать прическу и моделировать форму всего убора.

 


Способы завязывания наметки. Реконструкция Винниковой М.Н.

 У девушек – неширокая головная повязки или платок. Различные способы завивания наметок определялись местными традициями, а также возрастом женщины. Нижними компонентами головного убора были твердые каркасы различной формы, изготовленные из соломы, луба, льняного волокна и др. Сверху на них надевался плетеный или шитый чепец, который закрывал волосы [77]. Фасоны женских головных уборов традиционного белорусского женского костюма представлены на рисунках 2.16, П.А.7.  Рисунок П.А.7 – Головные уборы замужних женщин в традиционном белорусском женском костюме. Фасоны традиционных головных уборов, распространенных на территории Беларуси представлены на рисунке. 

          Фасоны традиционных белорусских головных уборов

 

Традиционные белорусские гололовные уборы замужних женщин

Пожилые женщины носили наметки, завитые таким образом, что короткие их концы свисали по бокам или перекидывались наперед. У молодых женщин длинные концы наметок свисали сзади. Локальные особенности головных уборов сформировались на Западном Полесье – это ажурные плетеные чепцы (техника плетения на круговой основе – «спрэнг») [20].

Этот архаичный головной убор, помимо своего практического предназначения и эстетических качеств, обладал очень высоким семиотическим статусом, кроме того, он был своеобразным маркером, указывающим на происхождение, место жительства и семейное положение женщины. Художественно-пластические особенности каждого локального варианта женского головного убора во многом определялись качеством материала наметки, характером ее украшения и способом завивания. На внешний вид головного убора также влияла форма и способ ношения других его составных частей и приспособлений для создания прически. 

Особого внимания заслуживает женская прическа, которую делали под «павойник». Волосы разделяли на прямой пробор и делали «начусы» — напуски по бокам лба. В разделенные на две части волосы вкручивали пряди льна. Полученные жгуты волос со льном поднимали над головой и дважды связывали особым узлом — каждый конец перекручивали по два раза и затягивали. Узлы располагали низко на затылке, оставшиеся концы волос обкручивали вокруг них. В результате получалась изящная компактная прическа, которую называли «кукла» (Рис.32). Поверх этой прически надевали «павойник» — чепец, состоящий из широкого околыша и собранного в густые складки донышка. Его шили из красного ситца. Низ околыша обычно обшивали черной тканью, дополнительно украшали вышивкой. «Павойник» надевали таким образом, чтобы из-под него были видны начосы. Сверху повязывали платок. Его складывали на угол и запрессовывали среднюю линию, которая располагалась надо лбом. Она была приподнята вверх и образовывала острый уголок — «дзюбачку» (Рис.33).

Концы платка свободно завязывались под подбородком или сзади. Впервые молодую наряжали в «павойник» во время свадьбы, после чего такой головной убор становился для нее обязательным [78-358].

 



 

 

Важный элемент завершающий образ традиционного женского комплекса – пояс. Пояс выполнял несколько функций: защитную – оберег, моделирующую и декоративную. В качестве материала для изготовления использовали шерсть, лен. По технике исполнения пояса различают тканые и плетеные. Дети и молодежь традиционно носили более узкие и скромные по декору пояса, чем взрослые. Наиболее характерный цвет нитей – красный, но в узорных поясах широко употреблялись также зеленый, синий, белый, желтый, фиолетовый, черный цвета. Однотонные и полосатые пояса были распространены в южной части Беларуси. Ромбо-геометрический орнамент характерен для всей территории Беларуси [37,38].

Изучение музейных экспонатов, специальной литературы позволило сделать вывод о необычайном разнообразии текстильных поясов на территории Беларуси. В соответствии с техникой изготовления, размерами и типом декора среди поясов можно выделить несколько групп: узкие, широкие и др.

1)   узкие (от 0,6 до 1,2 см) пояса, тканые на дощечках;

2)   узкие (от 0,7 до 1 см) пояса с браным орнаментом, тканые на ниту, с образованием фоновой ткани;

3)   более широкие (от 1,7 до 4 см) пояса с браным орнаментом, тканые на ниту, без образования фоновой ткани;

4)   широкие (около 4 см) пояса, тканые на ниту, с декором в виде продольных полос (иногда – с добавлением браного орнамента);

5)   круглые плетеные пояса (диаметром около 1 см);

6)   узкие, средние и широкие плетеные пояса (3,0- 30 см.)[36];

Концы поясов обычно украшались бахромой или разнообразными по форме кистями «кицицами». Пояс использовали, как самостоятельный предмет одежды, так и пришивали к верху юбки- андарака [24,39,41]. По локальным особенностям, таким как: цветовому решению, орнаменту, отделке концов поясов, технике исполнения определяли из каких краев человек [21]. Различные виды женского пояса представлены в Приложении А, на рисунке П.А.3 – варианты традиционного белорусского женского пояса (середина XIX — начало XX вв.).  

Пояс. Традиционный белорусский женский костюм

 

Как женщине нельзя было показаться с непокрытой головой, так и мужчине – без пояса. Внимание, которое придавалось белорусами поясу в традиционном костюме, объясняется не только функциональной необходимостью, но и также глубоким символичным содержанием.

В древности пояс часто служил знаком, отражал то или иное представление об окружающем мире, взаимоотношениях с ним человека. Повязывание пояса обозначало готовность к действию и способность это действие выполнять. Ношение пояса связывалось с моральным обликом человека. Отсутствие пояса воспринималось как нарушение общепринятых норм поведения (распоясаться, поясничать, беспоясный татарин).

Поясом завязывали первый сноп урожая, во время похорон на поясе вели коня, который вез гроб с покойником. Поясом пеленали младенцев, веря в его чудодейственную, охранную силу. С ним связывались разные приметы, поверья, заговоры, гадания. Считалось, что пояс оберегает от несчастий. Выгоняя по весне первый раз скот, на пороге хлева расстилали ручник и пояс (чтобы не разбегались и домой возвращались). Накануне Нового года поясом попарно связывали однородные предметы (чтобы живность в хозяйстве паровалась)

Особая роль отводилась поясу в свадебных обрядах. Когда девушка была согласна выйти замуж за парня, которого ей сватали, она дарила ему рубаху и пояс. Пояс также получал и сват. Поясами откупались, когда свадебный поезд на своем пути встречал преграду. Пояса дарили музыкантам, родным жениха, гостям. Иногда их получала в подарок все участники свадьбы. "Пояс молодая цепляла на ворота, ложила на свадебный стол, развешивала в клети, хлеве, кладовых, чтобы новая семья жила счастливо и в достатке. Входя после венчания в дом жениха, невеста бросала поясок на печь. К столу молодых вели на пояске. В первый день после свадьбы молодая идя по воду, ложила пояс на сруб колодца. Подметая дом, завязывала поясок на веник (иногда за свадьбу раздавала до 100 поясков)"[17, 21].

К концу XIX-началу XX века символика пояса была утрачена, одинаковые носились и в женской, и мужской, и детской одежде.

В каждой местности оформление поясов выдерживалось в стилевом единстве с орнаментом традиционного костюма. Разнообразны были способы повязывания пояса: женщины – на талии поверх фартука, мужчины – высоко под грудью, на животе или ниже живота, обкручивая вокруг стана не менее двух раз, мальчики – только под грудью. Завязывали пояс узлом впереди или сбоку, концы украшенные кутасами, мохрами, бисером, металлическими пластинками свешивались на 20-40 см Поэтому длина пояса составляла 1,5 -3,5 м, иногда до 5 метров, ширина – 1,5 – 20 см.

 Основным сырьем была овечья шерсть, окрашенная в яркие цвета, отбеленный лен.

Разнообразна была техника ткачества: пояса вили, плели на пальцах, на колодке, на вилочке, на стене, ткали на дощечках, на бердечку, на ниту, на кроснах. Наиболее распространенные – тканые. Композиционно: удлиненные, поперечные, косые полоски, черточки, крестики, ромбы, гребешки, многолепестковые розетки.


 

В качестве аксессуаров использовались различные простые бусы, съемные декоративные детали костюма, например, воротник «брыжы», который был выполнен из льна с отделкой кружева ручной работы или полностью из плетеного кружева. Декоративные ленты, цветы.

 

Бусы из девяти нитей мелкого стекляруса черного и молочного цвета. Материал: Стекло; ткань; нити. (РЭМ)


 Бусы. Минская губерния, Круговичская волость, Слуцкий уезд, Любашево дер. Ткань: ситец; стекло; металл; нити. (РЭМ)


Бусы из нитей мелкого стекляруса. Материал: стекло, нити. (РЭМ)


Обувь- «лапти», в более зажиточных семьях- сапожки, сделанные под заказ у ремесленника. Зимой-валенки, бурки. Обувь характерная для народного женского костюма представлена на рисунке. Рисунок 2.17 – Фасоны обуви в традиционном белорусском женском костюме (середина XIX — середина XX вв.).

 


 Важные сведения о локальных вариантах традиционного белорусского костюма и способах ношения отдельных его компонентов содержат фотографии и рисунки ХІХ — первой половины ХХ в., которые хранятся в музеях, архивах и семейных альбомах. 

 

© Автор статьи: Надежда Химдиат

 

Источник: Химдиат, Н.А. Преемственность традиций народного искусства в проектировании современной женской одежды / Дис. ... магистр. тех. наук: 50.01.02/ Н.А. Химдиат ; ВГТУ. – М., 2019. – 188 с.

 

При использовании текста указание автора, источник и ссылка на эту публикацию обязательны. 

 
Заказать любимое © платье возможно на сайте: www.linenby.by
Заказать любимое © платье с учетом  индивидуальных предпочтений возможно в нашем Цифровом ателье. 
 

Любимое © платье
 
  Ключевые слова: одежда; традиционный белорусский женский костюм; женская одежда; народный костюм; проектирование женской одежды; орнамент; вышивка; дизайн одежды; этнический стиль; белорусский стиль; белорусский дизайнер; дизайнер Надежда Химдиат; Дизайн-бутик Himdiat; Nadia Himdiat; LinenBy; авторская одежда; этнодизайн; научное исследование; этнический стиль; белорусский стиль; женское платье; традиции;

Фоторяд по теме:

 

Традиционный белорусский женский костюм середины ХІХ – начала ХХ века

Традиционный белорусский женский костюм середины ХІХ – начала ХХ века

Традиционный белорусский женский костюм

Традиционный белорусский женский костюм

Традиционный белорусский женский костюм

Традиционный белорусский женский костюм

Традиционный белорусский женский костюм

Традиционный белорусский женский костюм

Традиционный белорусский женский костюм

Традиционный белорусский женский костюм

Традиционный белорусский женский костюм

Традиционный белорусский женский костюм

Традиционный белорусский женский костюм

Традиционный белорусский женский костюм

Традиционный белорусский женский костюм

Традиционный белорусский женский костюм

Традиционный белорусский женский костюм

Традиционный белорусский женский костюм

Традиционный белорусский женский костюм

Традиционный белорусский женский костюм

Традиционный белорусский женский костюм

Традиционный белорусский женский костюм

Традиционный белорусский женский костюм

Традиционный белорусский женский костюм

Традиционный белорусский женский костюм

Традиционный белорусский женский костюм

Традиционный белорусский женский костюм

Традиционный белорусский женский костюм

Традиционный белорусский женский костюм

Традиционный белорусский женский костюм


Традиционный белорусский женский костюм

Традиционный белорусский женский костюм

Традиционный белорусский женский костюм

Традиционный белорусский женский костюм

Традиционный белорусский женский костюм

Традиционный белорусский женский костюм


© Автор статьи: Надежда Химдиат

 

Источник: Химдиат, Н.А. Преемственность традиций народного искусства в проектировании современной женской одежды / Дис. ... магистр. тех. наук: 50.01.02/ Н.А. Химдиат ; ВГТУ. – М., 2019. – 188 с.

 

При использовании текста указание автора, источник и ссылка на эту публикацию обязательны. 

 
Заказать любимое © платье возможно на сайте: www.linenby.by
Заказать любимое © платье с учетом  индивидуальных предпочтений возможно в нашем Цифровом ателье. 
 

Любимое © платье
 
  Ключевые слова: одежда; традиционный белорусский женский костюм; женская одежда; народный костюм; проектирование женской одежды; орнамент; вышивка; дизайн одежды; этнический стиль; белорусский стиль; белорусский дизайнер; дизайнер Надежда Химдиат; Дизайн-бутик Himdiat; Nadia Himdiat; LinenBy; авторская одежда; этнодизайн; научное исследование; этнический стиль; белорусский стиль; женское платье; традиции;

Еще читают:

 Победа в XXVI Республиканском конкурсе научных работ

Лён – северный шёлк. Визитная карточка Беларуси

Исследование традиционных тканей, используемых для изготовления белорусского женского костюма середины ХІХ – начала ХХ века

Новости  linenby.by

Статьи


Комментарии

Сейчас читают