Литературный обзор на тему этнодизайн


Научную работу над диссертацией на тему "Преемственность традиций народного искусства в проектировании современной женской одежды" я начала с изучения  научных трудов, специальной литературы по данной теме отечественных и зарубежных авторов, что позволило глубже понять исследуемые вопросы: этнодизайн в современном мире, традиционный белорусский женский костюм как источник вдохновения для проектирования современной женской одежды.

    
Первой в мировой практике к моделированию одежды на основе традиционного традиционного костюма обратилась в 1920-е годы Н.П. Ламанова. Она сформировала особенный и неповторимый стиль, ставший лучшим примером переосмысления роли народного творчества в промышленном масштабе. В национальном русском костюме Н.П. Ламанову привлекла целесообразность и упрощенность кроя, безотходность и дешевизна производства, что полностью соответствовало реальным требованиям того времени [1]. Важная роль этнического костюма в современном проектировании отмечена в трудах Ф.М. Пармона [8]. Особое внимание он уделяет использованию этнических мотивов в проектировании современного костюма, в том числе и разработке методики создания информационной базы конструкций и композиций элементов русского народного костюма.

     Расторгуев Л.Н. делал попытки в области разработки методологии проектирования современной одежды, на основе национальных традиций народов Якутии, с учетом разработанной концептуальной модели процесса проектирования, а также междисциплинарных системных исследований национального костюма, проведенных в историко- генетическом контексте и современных технологий [2]. Джахмишева И.Ш. предложила классификацию ассортимента, внешней формы, конструкции и орнаментальных мотивов традиционной женской одежды Северного Кавказа [3]. Шильбедаева Л.К. провела исследование казахского народного костюма, на основании которого разработана методика проектирования современной одежды [4]. Подобно другим видам народного искусства народный костюм несет на себе яркий отпечаток обще этнической и локальной принадлежности, отражая тем самым историю развития народа в целом и его отдельных групп. Поэтому результаты его исследования дают возможность осветить некоторые вопросы этнокультурной истории народа.

     Исследование закономерностей развития традиционного белорусского женского костюма имеет немаловажное значение и для создания более полной картины отдельных форм традиционной материальной и духовной культуры белорусского народа. Поставленные проблемы приобретают актуальность для белорусской этнографии. В настоящее время в распоряжении исследователей имеется довольно обширный круг публикаций, в которых в той или иной степени затрагиваются вопросы изучения традиционного белорусского женского костюма. С середины XIX в. народное искусство становится объектом пристального внимания исследователей, но сведения о белорусском народном костюме белорусов разбросаны по многочисленным статьям, публикациям и документам. В начале XX в. возрос интерес широкой общественности к национальной культуре, историческому прошлому. Первым стал изучать белорусский народный костюм как феномен художественной культуры М. Ф. Романюк. Альбом " Белорусская народная одежда " [9], содержит около 500 фотографий белорусов в традиционных костюмах, которые были сделаны автором в экспедициях или найдены в архивах. С каждым годом ценность этого альбома возрастает, так как носителей традиций народного костюма становится все меньше.

     Важным теоретическим ориентирам явилось изучение обобщающих трудов советских ученых этнографов, посвященных теоретическому осмыслению общих закономерностей развития культуры в целом и складывания ее специфических черт; проблемам этногенеза и этнической истории советских народов; задачам исследования взаимовлияния культур; роли традиций и инноваций; вопросам формирования научных концепций и направлений. Это исследования Ю.В. Бромлея  [60], С.А. Токарева [61], К.В. Чистова [62]. Немаловажное значение в изучении традиционного белорусского народного костюма имели работы ведущих советских исследователей народного искусства: А. Канцедикаса [64], В.М. Василенко [73], Б.М. Берштейн [52], М.А. Некрасовой [74]. Анализ данных работ позволил уяснить основополагающую черту белорусского народного искусства — синкретичность, понимаемую не только как наличие взаимосвязей между различными видами народного творчества, но как совокупность материальной и духовной деятельности, показал неразрывность связей народного искусства с социальными, экономическими, духовно-нравственными и эстетическими проблемами.

     Значительный материал по этнографии белорусского народа был собран в начале XX в. Существенное место отведено описанию традиционного костюма и его украшающих элементов в Ш вып. "Белорусского сборника" Е.Р. Романова [67]. Такие ученые как В.М. Привалова [69], Я.М. Сахута [65], М.С. Кацер [68] в своих трудах большое внимание уделили ТНК, исследованию орнамента и его семиотическому содержанию. JI. А. Молчанова в монографии о материальной культуре белорусов третью главу посвятила крестьянской одежде, головным уборам и обуви XIX-XX вв. [66]. Эти первые принципиально значимые исследования, в то же время, носят описательный характер: они дают характеристику видов, форм, кроя, особенностей декора, изготовления традиционного костюма, но практически не раскрывают его семантику. В 1981 г. вышла вторая монография JI. А. Молчановой «Очерки материальной культуры белорусов XVI-XVIII вв.», в которой автор рассматривает жилище, питание, одежду и обувь XVI-XVIII вв. Книга богато иллюстрирована, впрочем, большая часть иллюстраций относится к полякам. Это первое исследование, специально посвященное одежде XVI-XVIII вв.

     Маслова Г.С. в книге «Народная одежда русских, украинцев, белорусов в XIX-нач. XX вв.» [76], достаточно доступно и интересно описала детали костюма, технологию изготовления и правила ношения того или иного предмета одежды. Дучиц Л.В. в книге «Касцюм жыхароў Беларусi X-XIII ст.» [70] описала виды женской одежды, различия ее в зависимости от социального статуса и материального положения, пола и возраста. В последние годы интерес к традиционной одежде белорусов значительно возрос. Появились новые исследования и издания, посвященные различным аспектам данной проблемы таких авторов как В. М. Бялявина, Л. В.,  Ракова [71], М.Н. Винникава, П. А. Богдан [72], О. А. Лобачевская , З. И. Зимина [12], Л. И. Маленко [75].

     Впервые эволюцию одежды основных социально-сословных групп городского и сельского населения Беларуси с раннего средневековья до современности проследили ученые-этнологи В. М. Белявина и Л. В. Ракова в фундаментальной работе «Белорусский костюм» [71]. В ходе совершенствования методологии исследований расширяется спектр знаний, затрагиваются вопросы символики и генезиса различных элементов белорусской народной одежды. Исследованием традиционного белорусского костюма занимались О.А. Лобачевская [47], З. И. Зимина. Их книга «Белорусский народный костюм: крой, вышивка и декоративные швы» [12] содержит обширный материал и подробные инструкции по крою женской и мужской белорусской народной одежды, а также примеры вышивки и декоративных швов. Автор Фадеева О.Е.  в научном труде «Белорусская народная вышивка. Развитие и локальные особенности.»  осветила вопрос традиционной белорусской вышивке конца XIX - начало XX в. [63]. Тема традиционного белорусского текстиля широко освещена в научных трудах Винниковой М. Н. «Народное узорное ткачество Беларуси конца ХІХ – начала ХХ века» и др. [43, 44, 45]. Народный строй белорусов ярко представлен в богато иллюстрированном альбоме М. Н. Винникавой, П.А. Богдан «Традиционный белорусский костюм: альбом.» [72]. Альбом знакомит с ярким художественным явлением этнической белорусской культуры - традиционным крестьянским костюмом, его региональными и местными особенностями.

      Традиционный белорусский костюм является важным наследием прошлого нашей страны. Он несет в себе культурное богатство и веками накопленные знания народных мастеров. Сегодня важна роль изучения традиционного белорусского женского костюма, выявление его конструктивных и художественных решений, применение этих знаний в условиях новых технологий и оборудования в современном дизайн-проектировании женской одежды. Используя традиционный белорусский женский костюм, как источник вдохновения есть возможность объединить современную моду и историю нашей страны, в результате получить неповторимые по своей красоте изделия. Таким образом, костюм как предмет бытового назначения и как объект сохранения и передачи социокультурных традиций был тщательно изучен в XX веке. Но следует отметить, что в достаточной степени не раскрыта проблема генезиса и становления основных форм традиционного белорусского народного женского костюма. Существует общая классификация характерных костюмов-образов, однако недостаточно работ аналитического характера по каждому локальному комплексу традиционного белорусского женского костюма, в которых были бы выявлены особенности художественно-композиционной структуры.


      В результате изучения специальной литературы по теме  диссертации  "Преемственность традиций народного искусства в проектировании современной женской одежды" выявлено, что традиционный белорусский женский костюм как предмет бытового назначения и как объект сохранения и передачи социокультурных традиций был тщательно изучен в XX веке. Но следует отметить, что в достаточной степени не раскрыта проблема генезиса и становления основных форм традиционного белорусского народного женского костюма. Существует общая классификация характерных костюмов-образов, однако недостаточно работ аналитического характера по каждому локальному комплексу традиционного белорусского женского костюма, в которых были бы выявлены особенности художественно-композиционной структуры.
Прежде, чем создавать современную женскую одежду по мотивам традиционного костюма, необходимо тщательно исследовать первоисточник, стараясь войти в самую суть структуры всего комплекса: элементов костюма, ткани, орнамента, вышивки, узорного ткачества, особенности колорита, осмыслить принципы кроя, традиционные принципы расположения вышивки и др. 
        В ходе изучения и анализа специальной литературы, научных трудов белорусских ученых, таких как Винникова М.Н., Лобачевская О.А., Богдан П.А., Бохан Е.С., и др., а также исследование аутентичных высокохудожественных образцов традиционного женского костюма представленных в музеях, фондах, архивах Беларуси, таких как: Национальный музей истории и культуры Беларуси, Музея древнебелорусской культуры ИИЭФ НАН Беларуси НП РУП «Скарбница» и др. внесло неоценимый вклад как в теоретическую, так и в практическую часть моей научной работы на тему: "Преемственность традиций народного искусства в проектировании современной женской одежды"
  
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ
1.   Насрутинова, Л.Н., Матевосян А.С. Роль национального костюма в современном дизайн-проектировании // Л.Н. Насрутинова, А.С. Матевосян.  Universum: Филология и искусствоведение: электрон. научн. журн. 2016. № 6 (28). URL: http://7universum.com/ru/philology/archive/item/3301 (дата обращения: 18.12.2017).

2.     Расторгуев, Л.Н. Методология современной одежды на основе национальных традиций народов Якутии / Л.Н. Расторгуев. Дисс. Д.т.н. М., 1999. – 432с.

3.     Джахмишева И.Ш. Разработка метода формирования рациональной структуры ассортимента, форм и конструкции женской одежды народов Северного Кавказа. Дисс. К.т.н. М., 200. – 177 с.

4.     Шильбедаева, Л.К. Разработка методика проектирования современной одежды на основе традиционного казахского костюма. Дисс. К.т.н. Алма-Ата, 2004 -136 с.

5.     Корр. БЕЛТА. /belta.by /Американский рэпер Snoop Dogg выпустил дизайнерскую линию вещей с белорусским орнаментом: [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа : https://www.belta.by/kaleidoscope/view/amerikanskij-reper-snoop-dogg-vypustil-dizajnerskuju-liniju-veschej-s-belorusskim-ornamentom-57996-2014 (дата обращения:11.12.2017).

6.   Коллекции. Весна-лето 2015 / Couture / Неделя моды: Париж Valentino [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа : https://www.vogue.ru/collection/springsummer2015/couture/paris/Valentino / (дата обращения 16.12.2017).

7.     Посольство Республики Беларусь в Аргентинской Республике / В Беларуси набирают популярность одежда и аксессуары в национальном стиле [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа : http://argentina.mfa.gov.by/ru/embassy/news/d921c8bfaa3c8e2f.html (дата обращения 15.10.2018).

8.     Пармон, Ф. М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский / Ф. М. Пармон  – М.: Легпромбытиздат, 1994. - 269 с.

9.     Романюк, М.Ф. Фотоальбом по народной одежде / М.Ф. Романюк. –Издательство: Минск : Беларусь, 1981. – 317с.

10.  Лобачевская, О. А. Белорусский народный текстиль: традиции и художественные новации в ХХ веке / дис. … док. искусствоведения :17.00.09 / О.А. Лобачевская. – Белорусский государственный университет культуры и искусств. – Минск, 2014 – 321 л.

11.  Электронный ресурс: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17956 Дата обращения (08.02. 2017г)

12.  Лобачевская, О.А. Белорусский народный костюм: крой, вышивка и декоративные швы / О.А. Лобачевская, З.И. Зимина. – Минск: Беларуская навука, 2009. – 279 с.

13. Тюрин, П.Т. Формообразовательские задачи по методу отраженного трансформирования / П.Т. Тюрин. – Рига : МИПКСНХ Латв ССР , 1987. – 36 с.

14.  Кацар, М.С. Беларускі арнамент. Ткацтва. Вышыўка / М.С. Кацар. – Бел. Энцыкл. імя П. Броўкі, 1996. – 208с.

15.  Курилович, А.Н. Белорусское народное ткачество/ А.Н. Курилович. – Мн.: Наука и техника, 1981. – 120 с.

16.  Рак, Р.П. Народнае ткацтва Бабруйскай акругi / Р.П. Рак– Минск, – Зап. аддз. прыроды i нар. гаспадаркi Беларус. акад. навук.  1929. – Т. II. –163–229 с.

17.  Боряк, Е.А. Традиционные знания, обряды и верования славян, связанные с ткачеством (сер. ХХ – нач. ХХ в.): автореф. дис. канд. ист. наук / Е.А. Боряк. – Л., 1989. – 18 с.

18.  Козлович, В. Андарак вернулся в строй / В. Козлович // Совецкая беларусь [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа : https://www.sb.by/articles/andarak-vernulsya-v-stroy.html (Дата доступа 15.11.2018г.).

19.  Віннікава, М.Н Гарсэт, кабат, шнуроўка: безрукаўка ў беларускім народным адзенні / М.Н Віннікава. – Мінск : Медысонт, 2010. – 64 с.

20.  Віннікава М. М. Народны касцюм і тэкстыль / Віннікава М. М., Богдан П. А. –    Мінск: Беларусь, 2012. – 263с.

21.  Віннікава, М.М. Спосабы павязвання пояса ў народным касцюме беларусаў / М.М. Віннікава // Народныя паясы – мастацтва і рамяство: матэрыялы навук.-практ. канф., Мінск, 10–11 снежня 1992 г. / Беларус. ін-т праблем культуры; уклад. В.А. Лабачэўская. – Мінск, 1994. – 20–33 с.

22.  МДБК – собрание Музея древнебелорусской культуры государственного научного учреждения «Центр исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси», г. Минск, Беларусь.

23. ПМБ 2008 – архив НП УП «Скарбница» из д. Красный Бор, Перевоз Михалевский, Устье Березинского района Минской области. Республика Беларусь. 2008. Архив Богдан П. А.

24. ПМВ 2003 – архив НП УП «Скарбница» из д. Якшицы Березинского района Минской области. Республика Беларусь. 2003. Архив Винниковой М. Н.

25. Сикорска-Кулеш, И.  Женщина в семье литовско-белорусской мелкпоместной шляхты ХIX в. Женщины на краю Европы / И. Сикорска-Кулеш / под ред. Е. Гаповой. – Минск : ЕГУ, 2003. – 62–73 с.

26.  Никифоровский, Н.Я. Очерки простонародного житья-бытья в Витебской Белоруссии и описание предметов обиходности / Н.Я. Никифоровский. – Витебск : Губерн. тип., 1895. – 552 с.

27.  Бернштам, Т.А. Хитро-мудро рукодельице (вышивка-шитье в символике девичьего совершеннолетия у восточных славян) / Т.А. Бернштам // Женщина и вещественный мир культуры народов России и Европы (Сборник МАЭ, т. XLVII) / сост.: Л.С. Лаврентьева, Т.Б. Щепанская. – СПб. : Петерб. Востоковедение, 1999. – 190–294 с.

28. Беларускі арнамент: Ткацтва. Вышыўка / Белорусский орнамент: Ткачество. Вышивка.» Автор: Кацар М.С., Жанр: Этнография. Минск : Бел. Энцыкл. імя Петруся Броўкі,1996. – 208 с.

29. Привалова, В. М.  Орнаментальная культура. Аналитический обзор символов и знаков геометрического орнамента в антропологической картине мира / В. М. Привалова. – Изв. Самарского науч. Центра РАН. – 2010. – Т. 12. – No3. – 255–263 с.

30. Бохан, Е.С. Структура композиционного построения в белорусском традиционном орнаменте. Вопросы искусствознания, этнологии и фольклористики. Выпуск 10 // Ин-т искусствоведения, этнографии и фольклора имени К. Крапивы НАН Беларуси; наук. Ред. А.И. Лакотка. - Минск: Право и экономика, 2011. – 493-499 с.

31. Виниченко, И.В. Разработка рекомендаций к использованию ретроспективного анализа конструктивного решения национального костюма при проектировании современной одежды // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 11-1. – 8-11 с.

32. Шершнёва, Л.П. Качество одежды / Л. П. Шешнева. –  М.: Легпромбытиздат, 1985. – 192 с.

33. Рахманкулова, Г.И., Кузьмина К.М. Народные традиции в современной одежде // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. Ст. По мат. XXVI междунар. Студ. Науч.-практ. Конф. № 11.

34.  Рак, Р.П. Народнае ткацтва Бабруйскай акругi / Р.П. Рак. – Зап. аддз. прыроды i нар. гаспадаркi Беларус. акад. навук. – Минск, 1929. – Т. II. –  163–229 с.

35.  Иванова, И.Ю. Образ в искусстве орнамента: автореф. дис…канд. искусствовед. / И.Ю. Иванова ;  Акад. переподготовки работников искусства, культуры, туризма. – М., 2004. – 27 с.

36. Архив НП УП «Скарбница». Полевые материалы из Воложинского р-на, Минской обл. 1993 г.

37. Богдан, П.А. Пояс в традиционном костюме белорусского Полесья // Мода и дизайн: исторический опыт – новые технологии: материалы 10-й Междунар. науч. конф., Санкт-Петербург, 26–28 июня 2007 г. / С.-Петерб. гос. ун-т технологии и дизайна, Рос. этнографический музей; под. ред. Н.М. Калашниковой. – Санкт-Петербург, 2007. – 141 с.

38. Сербов, И.А. Признаки общинного быта на Полесье: полешуки // Сб. отделения рус. языка и словесности Импер. Акад. Наук / Импер. Акад. Наук. – Петроград, 1915. – Т. XCIV, № 1. – 5 с.

39.  Романов, Е.Р. Быт белоруса / Е.Р. Романов. Белорусский сборник. – Вильна, 1912. – Вып. VIII. –  323, 531 с.

40. Журнальный вариант доклада на XV Международной научно-практической конференции «Мода и дизайн: исторический опыт – новые технологии» (27-30 июня 2012 года, С.-Петербург).Электронный ресурс: http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/russkii-narodnyi-kostyum/pojas-v-tradicionnoi-materialnoi-i-duhovnoi-kulture-belorusov.html (Дата обращения 08.02. 2018 г.)

41.  Богдан, П.А. Бярэзінскія паясы // Бярэзінскі строй: метад. дапаможнік сельскім клубным работнікам / Метад. кабінет Бярэзін. раён. Дома культуры, Аддзел традыцыйнай культуры. – Беразіно, 2008. – 11 с.

42. Корнеева, Г. С. Художественно-эстетические особенности декоративных элементов в женском костюме XX века / Г.С. Корнеева // Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat [Электронный ресурс]. – 2012. Режим доступа : http://www.dissercat.com/content/khudozhestvenno-esteticheskie-osobennosti-dekorativnykh-elementov-v-zhenskom-kostyume-xx-vek (Дата обращения 26.09.2018г.).

43. Винникова, М.Н. Народное узорное ткачество Беларуси конца ХІХ – начала ХХ века: автореф. дис. канд. Искусствоведения: 17.00.04 /М.Н. Винникова ; Ин-т искусствоведения, этнограф. и фальклора им. К. Крапивы НАН Беларуси. – Минск, 2001. – 24 с.

44. Віннікава, М. М Выбарнае ткацтва / М. М Віннікава // Этнаграфія Беларусі : энцыкл. – Мінск, 1989. – 119 с.

45. Вiннiкава, М.М. Мастацка-тэхналагiчныя асаблiвасцi беларускiх браных тканiн канца ХIХ – сярэдзiны ХХ ст. / М.М. Віннікава // Вес. АН БССР. Сер. грамад. навук. – 1989. – № 1. – 78–86 с.

46. Бохан, А.С. Геометрический орнамент в традиции отделки белорусского текстиля. Вопросы искусствоведения, этнологии и фольклористики: В 2 ч. Ч. 1: Искусствоведение, фольклор и этнология / Ин-т искусствоведения, этнографии и фольклора имени К. Крапивы Нац. акад. наук Беларуси; наук. ред. А.И. Лакотко. - М.: Белорусский наука, 2006. – 279 – 286 с.

47. Лобочевская, О. А. Белорусский народный текстиль: художественные основы, взаимосвязи, новации / О.А. Лобачевская. – Минск : Белорус. наука, 2013. – 527 с. : ил.

48. Павлова, С. В., Борбоева Б. Ц., Батоцыренова С. Б. Некоторые результаты изучения структуры костюма азиатских народов [Текст] // Технические науки в России и за рубежом: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 128-132. — URL https://moluch.ru/conf/tech/archive/286/13225/ (дата обращения: 21.01.2019).

49. Борбоева, Б.Ц.,  Батоцыренова С.Б.  Некоторые результаты изучения структуры костюма азиатских народов [Текст] // Технические науки в России и за рубежом: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 128-132. — URL https://moluch.ru/conf/tech/archive/286/13225/ (дата обращения: 21.01.2019).

50. Павлова, С. В. Методологические аспекты этнопроектирования изделий легкой промышленности. / С.В. Павлова. –  Приволжский научный вестник. 2012. № 11 (15). – 86–90 с. – 87 с.

51. http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/169963/1/178-183.pdf (дата обращения: 18.01.2019).

52. Берштейн, Б.М. Искусствоведческие аспекты изучения традиционной культуры / Б.М. Берштейн // Традиционная культура : науч. альбом. – 2000. № 2. – 3-8 с.

53. Макарова, Т. Л. Cистема символов в дизайне современного костюма: теория, методология, практика: автореферат дис. ... доктора : 17.00.06, 19.00.03 / МАКАРОВА Татьяна Львовна;[Место защиты: Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики].- Москва, 2013

54. Каракова, Т.В. Принципы структурного формообразования в дизайне костюма / Т.В. Каракова, Н.И. Сабило//  Народное образование. Педагогика [Электронный ресурс] : – 2017.https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-strukturnogo-formoobrazovaniya-v-dizayne-kostyuma (дата обращения: 01.12.2018).

55. Тимочко К. Р., Кулешова С. Г. Этнодизайнерская компонента в художественном проектировании формы современной женской легкой одежды // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 193-199. — URL https://moluch.ru/archive/61/8941/ (дата обращения: 02.01.2019).

56. Павлова, С.В. Методологические аспекты этнопроектирования изделий легкой промышленности  / С.В. Павлова // [Электронный ресурс].– 2016. – Режим доступа :  https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-aspekty-etnoproektirovaniya-izdeliy-legkoy-promyshlennosti (дата обращения: 16.05.2018).

57.  Винникова, М.Н. Музей древнебелорусской культуры / М.Н. Винникова // Национальной академии наук Беларуси  [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа :  http://nasb.gov.by/rus/organizations/museums/belmuseum.php (дата обращения: 06.05.2018).

58. Kalashnikova, N.M. (2012) “Stilisticheskie osobennosti fol'klornogo scenicheskogo kostjuma v teatra-lizovannom dejstvii”, Trudy SPbGUKI, No 194, pp.101–106 (in Russian).

59. Павлова С. В., Батуева О. И., Баймеева Е. И. Некоторые аспекты использования метода реконструкции в изучении народного костюма [Текст] // Технические науки в России и за рубежом: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 126-128. — URL https://moluch.ru/conf/tech/archive/286/13109/ (дата обращения: 12.01.2019 г.).

60. Бромлей, Ю.В. Современные проблемы этнографии: Очерки теории и истории / Бромлей Ю.В.  – Москва : Наука, 1981.– 354 с.

61. Токарев, С.А. Мифы народов мира / С.А. Токарев. – М.: Советская Энциклопедия, 2008. - 1147 с.

62. Чистов К. В. Основные тенденции развития советской этнографии К. В. Чистов — В кн.: Этнография в странах социализма: Очерки развития науки. М., 1975, с. 7—51.

63. Фадеева, О.С. Белорусская народная вышивка. Развитие и локальные особенности (конец XIX - начало XX в.) : автореф. дис. … канд. истор. наук : 07.00.07 / О.Е. Фадеева ; АН БССР, Ин-т искусствоведения, этнографии и фольклора – Минск, 1985. – 244 с.

64. Канцедикас, А.С Искусство и ремесло: К вопросу о природе народного искусства / А.С. Канцедикас  — М.: Изобразит, искусство, 1977. — 87 с.

65. Сахута, Я.М. Народное искусство и художественные промыслы Белоруссии / —  Я.М. Сахута— Мн.: Полымя, 1982. – 296 с.

66. Молчанова, Л.А. Материальная культура белорусов/ Л.А. Молчанова. – Минск: Наука и техника, 1968. – 231 c.

67. Романов, Е. Р. Белорусский сборник / Е. Р. Романов: [в 9 вып.]. — Киев : Типография С. В. Кульженко, 1885—1912. — На титульном листе и обложке вып. 1—3: Т. 1 Губерния Могилевская. — 1885. — 468 с. // [Электронные копии редких книг из фондов Национальной библиотеки Беларуси] [Электронный ресурс] / Национальная библиотека Беларуси. — Электрон. текстовые, граф. дан. (1,09 Гб). — Минск : Национальная библиотека Беларуси, [2009].

68. Кацар, М.С. Беларускі арнамент: Ткацтва. Вышыўка / М.С. Кацар. – Мк., Беларуская Энцыклапедыя" імя Петруся Броўкі, 1996. – 208 с.

69. Привалова, В. М. Орнамент как знаково-символический язык ритуалов культуры / автореф. дис. … канд. психолог. наук : 24.00.01/ В. М. Привалова ; Рос. акад. наук – М., 2015. – 19 с.

70.  Дучыц, Л.У. Касцюм жыхароў Беларусі X-XIII ст. / Л.У Дучыц. – Минск : Наука и техника, 1995. – 80 с.

71. Белявина, В. Н. Белорусский костюм /  Белявина В. Н., Ракова Л. В. под ред. С. А. Захаркевич. – Минск : Белорусская наука, 2005. –  159 с.

72. Віннікава, М. Н. Традыцыйны беларускі касцюм: альбом / М. Н. Віннікава, П. А. Богдан. – Мінск : Беларуская навука, 2016. – с. 301.

73. Василенко, В.М. Народное искусство : Избр. труды о нар. творчестве X-XX веков / В.М. Василенко, – М.: Б-ка искусствознания Издательство: Советский художник, 1974. – с. 292.

74. Некрасова, М. А. Народное искусство как часть культуры : теория и практика / М. А. Некрасова. – М. : Изобразительное искусство, 1983. – с. 343.

75. Маленко, Л.И. Белорусский народный костюм / | Л.И. Моленко. –  Минск: Урожай, 2001. – с. 160.

76. Маслова, Г.С. Народная одежда русских, украинцев, белорусов в XIX нач. XX вв. / Г.С. Маслова. – Восточнославянский этнографический сборник. - М., 1956. – с. 352.

77. Винникова, М.Н. Традиционный белорусский костюм : альбом / М.Н Винникова, П.А. Богдан. – Минск : Беларуская навука, 2016. –302 с. : ил.

78. Химдиат, Н.А. Преемственность традиций народного искусства в проектировании современной женской одежды / Дис. ... магистр. тех. наук: 50.01.02/ Н.А. Химдиат ; ВГТУ. – М., 2019. – 178 с.

  









Сейчас читают