Только хорошие новости о моде и красоте
- Получить ссылку
- X
- Электронная почта
- Другие приложения
Орнамент. Художественно-декоративное оформление традиционного белорусского женского костюма
Богатство и многообразие приемов декорирования одежды и домашнего текстиля свидетельствуют о больших творческих возможностях белорусских мастериц, о их неистощимой творческой фантазии. Красочность костюма создавалась как благодаря декору, наносимому на костюм и его элементы, так и путем сочетания тканей — по цвету, фактуре, рисунку. Поверхность ткани очень часто служила фоном для вышивки и аппликации, нередко сочетавшего разнообразные техники и виды. Вышивка выполнялась льняными, шерстяными, хлопчатобумажными «бумага» нитками. Декор различался по характеру орнамента, цвету, способу нанесения, материалу и сочетанию его с фоном. Все это способствовало созданию разнообразия декора в народном женском костюме. Художественно- декоративное оформление имеет огромное значение в женском народном костюме. Наши предки вкладывали глубокий смысл в цветовое решение, в орнаментику, в расположение декора на костюме. Связь человека с природой, определение его места в ней, нашла своё отражение в декорировании женского костюма.
Орнамент
Слово «орнамент» - латинского происхождения, в переводе означает «узор», «украшение». Орнамент представляет собой самый упорядоченный вид композиционного построения. Он подчиняется законам гармонии и пропорций, в нем можно наблюдать все виды симметрии. Организующим началом любой орнаментальной композиции является ритм. Он может быть возрастающим и убывающим. Ритмическая повторяемость в орнаменте мотивов, их наклонов, пространственных поворотов, просветов между ними и других элементов является важнейшей характеристикой орнамента. Источником для орнаментального мотива могли служить самые разнообразные объекты природы, предметы жизнедеятельности человека, а также образы, порожденные фантазией людей. По тематическому содержанию мотивов, составляющих орнаментальные композиции, различают жанры орнаментов. Жанр (от французского слова «genre» — род, вид) — исторически сложившееся подразделение в различных видах искусства, определяемое по содержанию предмета изображения [12].
Для белорусского орнамента характерны следующие жанры: технический, геометрический, символический, растительный, меандровый, зооморфный, орнитоморфный, антропологический.
Технический орнамент. Возникновение форм этого орнамента обусловлено трудовой деятельностью человека. Например, фактура поверхности предметов из глины, изготовленных на гончарном круге, рисунок простейших клеток ткани при выработке ее на первобытном ткацком станке, спиралевидные витки, получаемые при плетении веревок, и т. п. (точки, прямые, волнистые, ломаные, сетчато-пересекающиеся линии и др.) Это самый древний вид орнаментальных построений.
Геометрический орнамент – геометрические фигуры (квадраты, ромбы, круги, многоугольники, кресты и т. д.), более сложные специфические орнаментальные мотивы, например, меандр и т. п.
Символический орнамент. Формированию символического орнамента способствовала общность природы условно-символических изображений произведений орнаментального искусства в целом, а сами орнаментальные образы, как правило, представляют собой символы или систему символов. Такого рода изображение способно в лаконичной форме выразить очень широкие, многообразные понятия.
Растительный орнамент – мотивы его являются стилизованными изображениями растений и их частей – листьев, цветов, плодов. Элементы растительных форм, используемых в белорусских орнаментах, изображались с большей или меньшей степенью переработки, упрощения и стилизации. Является самым распространенным после геометрического.
Меандровый орнамент – сложный геометрический рисунок орнаментов, по сути, представляет собой запутанный лабиринт. В меандровой ленте орнамента древние видели глубокий магический смысл, который отражал течение человеческой жизни.
Зооморфный орнамент – стилизованные изображения представителей животного мира. Причем в качестве зооморфных орнаментальных мотивов могут использоваться как фигуры животных, так и их части (головы, рога, лапы и т. п.). Встречался только в белорусском домашнем текстиле (ручники и др.)
Орнитоморфный орнамент – изображения птиц и их частей.
Антропологический (антропоморфный) орнамент–изображает стилизованную фигуру человека.
Астральный орнамент (от слова «астра» – звезда). Утверждает культ неба. На рисунке представлены основные жанры традиционного белорусского орнамента. Рисунок 2.20 – Основные жанры традиционного белорусского орнамента, который использовали в традиционном белорусском женском костюме в середине XIX —XX вв.
Орнаментальное или знаковое творчество с глубокой древности развивалось в двух направлениях. Одно направление определяло положение орнамента в искусстве. Второе направление в развитии орнамента привело к возникновению письменности. На определенном этапе развития орнаментального творчества оба эти направления представляли единое целое. Орнамент, являясь декором, одновременно выполнял и коммуникативную функцию. Орнамент был и остается одним из способов кодирования, хранения и передачи информации. Знак – явление социальное. Совместная трудовая деятельность вела к необходимости общения и обмена информацией, которая была нужна для обеспечения жизнедеятельности коллектива. Орнаментальное знаковое творчество составляло основу социальной памяти племени. В орнаменте соединились образность искусства и логическая функция письма.
В характеристике орнаментальных композиций можно выделить несколько основных понятий.
Элемент- наиболее простейшая (исходная) часть мотива- единица.
Сочетание двух и более элементов образуют фигуру орнамента. Например, ритмичное повторение фигуры угла образует мотив, например, «елочки» или «зигзаги» с вертикальной или горизонтальной направленностью. Мотивы, которые часто встречаются в традиционном белорусском текстиле Витебского Поозерья [47] представлены на рисунке. Рисунок 2.21 – Мотивы геометрического орнамента Витебского Поозерья (середина XIX — середина XX вв.) [10].
Ритмичное повторение фигур создает мотив орнамента (раппорт). Орнаментальный мотив, ограниченный сверху и снизу горизонтальными линиями, фиксируется как орнаментальная зона, где горизонтальные линии выполняют роль разделителей зон. Орнаментальная композиция, в целом, может состоять как из одной зоны орнамента, так и из нескольких.
С образованием фигуры в орнаменте его декоративная функция перестает быть единственной, и орнамент приобретает семантическую функцию. Фигуры орнамента приближаются к понятию символ. Символы являются одним из самых древних и загадочных феноменов человечества. Для символа характерно обозначение предмета с целью его выделения из группы предметов.
Символы (однородные единицы), которые имеют сходные признаки и регламентированные функции образуют группу. Определение таких групп очень существенно при изучении орнаментальной системы. Оно позволяет приблизиться к пониманию смысла, который (даже подсознательно) вкладывали создатели предметов традиционного искусства в свои произведения на протяжении тысячелетий. В свою очередь группы образуют орнаментальную систему [30].
Орнаментальная система – понятие, которое предполагает, что в данном орнаменте самый сложный элемент восходит к простейшему, а построение композиций из отдельных элементов отличается единым характером изменений [29]. Каждая орнаментальная система подчиняется орнаментальной композиции. Орнаментальная композиция означает составление, построение, структуру узора, пластически завершенную, определяемую образным содержанием, характером и назначением. По расположению и характеру композиции, которая всегда связана с формой украшаемого изделия, орнамент бывает:
• ленточным – в виде прямой или криволинейной полосы, которая украшает середину изделия или окаймляет его;
• сетчатым, при котором вся поверхность заполнена узором;
• центрическим, в котором отдельные элементы орнамента вписаны в квадрат, круг, ромб или многоугольник, расположенный в центре украшаемого изделия.
Орнаментальные мотивы состоят из:
1) полос: широких и узких, продольных и поперечных, косых и диагональных,
2) отдельно разбросанных фигур – раскидок;
3) волнистых и зубчатых краев, бордюров;
На основе комплексного исследования установлено, что особенностью белорусских орнаментальных форм было использование преимущественно геометрического орнамента. Геометрический орнамент формирует линейные, пространственные композиционные системы. Основой геометрического орнамента в традиционном белорусском женском костюме является строгая последовательность и упорядоченность в использовании одних и тех же элементов. Конец XIX в. с распространением дешевого книгопечатания, рекламной продукции и узорников для вышивания культура белорусской деревни воспринимала пласт орнаментальных мотивов, которые называют «брокаровскими» («мыльными») узорами. Они привнесли в народные ткани растительный орнамент, широкий спектр эклектичных мотивов, сюжетные изображения, эпиграфику и изменили художественную стилистику белорусской крестьянской вышивки. «Брокаровские» узоры представлены на рисунке. Рисунок 2.22 – «Брокаровские» узоры.
Для отделки традиционной белорусской женской одежды характерен ленточный орнамент. Структура белорусского ленточного орнамента представлена на рисунке. Рисунок 2.23 – Структура белорусского ленточного орнамента.
Классификация орнаментальных мотивов представлена на рисунке в виде схемы.
Рисунок 2.24 – Схема классификации орнаментальных мотивов в традиционном белорусском женском костюме
Следует отметить, начиная с середины в XIX народный орнамент постоянно обогащался и в художественном, и образном выражении, отражая изменения в жизни крестьян. В начале XX в. с появлением в продаже доступных анилиновых красителей цветовая гамма орнаментальных мотивов значительно расширилась. Древние орнаментальные мотивы и темы со временем приобретали все более декоративный смысл, и в традиционную иконографию вводились реалистические мотивы и образы. Возникали новые материалы, стилистические и технические приемы. Распространившийся во второй половине XIX в. тамбурный шов, «крест» постепенно вытесняют традиционные счетные швы и орнаментальные композиции с их глубоким духовным содержанием, и все больше выделяют декоративность в орнаментике. Вместе с тем эти изменения не нарушали концепцию традиционно целостного и жизнерадостного восприятия мира, выраженную в белорусском женском костюме.
На основе проведенного исследования установлено, что для белорусского геометрического орнамента характерен устойчивый набор орнаментальных форм, состав единиц орнаментальной системы оставался неизменным на протяжении большого исторического периода. Белорусский орнамент включает в себя как простые геометрические фигуры, так и схематические изображения геометрической формы, которые условно и обобщенно передают какое-либо явление. Именно геометрический орнамент дает возможность постичь суть математического, рационального «объяснения» окружающего мира.
Анализ семантической функции орнамента позволяет выделить несколько основных ее составляющих. Во-первых, это подмеченное в природе воспроизводство признаков и форм (имитационное начало). Во-вторых – обобщение наблюдений за порядком и ходом событий (ритмическая основа). И, в-третьих, абстрагирующаяся и идеографическая основа – осознание важных законов, управляющих природой и жизнью человеческих коллективов.
Орнамент, сформировавшийся на протяжении нескольких столетий, отличается генетическим единством основных элементов на всей территории Беларуси, но общность черт не исключает наличия локальных особенностей. Формирование локальных особенностей в орнаменте относится к различным историческим периодам и определяется этническими традициями, социально-экономическими факторами, историко-культурными связями.
На основе проведенного исследования установлено, что для белорусского геометрического орнамента характерен устойчивый набор орнаментальных форм, состав единиц орнаментальной системы оставался неизменным на протяжении большого исторического периода. Белорусский орнамент включает в себя как простые геометрические фигуры, так и схематические изображения геометрической формы. Характерным является отсутствие округлых очертаний в узоре, что обусловлено техникой народного узорного ткачества, а также вышивкой по счету нитей. В отделке традиционного белорусского женского костюма преобладает ленточный геометрический орнамент, в композиции которого использованы геометрические фигуры: ромбы, кресты, точки и др. Орнаментальные композиции всегда располагаются вдоль конструктивных линий. Он не только украшают костюм, но и подчеркивают его тектонику. С развитием промышленного производства в начале ХХ в. происходит смена знаковых кодов и средств художественной выразительности в народном текстильном искусстве. Традиционный геометрический белорусский орнамент заменяется на растительный.
В настоящее время использование орнамента в женской одежде снова входит в моду, но с каждым витком моды происходит упрощение глубокого философского смысла и сведение его к простому «украшательству». Сегодня основной функцией орнамента остается эстетическая, но в связи с возрастающим интересом к белорусской символике, как носителю культуры, фрагментарно необходимо добавлять предыдущие функции орнамента [30].
Преемственность поколений состоит в неразрывном органическом единстве с одной стороны наследования накопленных культурных ценностей, т.е. традиций, с другой- это анализ и творческая переработка этих культурных ценностей, осознанное использование знаний при проектировании современной женской одежды.
© Автор статьи и иллюстраций: Надежда Химдиат
При использовании текста указание автора, источник и ссылка на эту публикацию обязательны.
Ключевые слова: одежда; традиционный белорусский женский костюм; женская одежда; народный костюм; проектирование женской одежды; орнамент; вышивка; дизайн одежды; этнический стиль; белорусский стиль; белорусский дизайнер; дизайнер Надежда Химдиат; Дизайн-бутик Himdiat; Nadia Himdiat; LinenBy; авторская одежда; этнодизайн; научное исследование; этнический стиль; белорусский стиль; женское платье; традиции;
Еще читают:
Победа в XXVI Республиканском конкурсе научных работ
Лён – северный шёлк. Визитная карточка Беларуси
- Получить ссылку
- X
- Электронная почта
- Другие приложения
Сейчас читают
Вышивка. Художественные традиции белорусской вышивки
- Получить ссылку
- X
- Электронная почта
- Другие приложения
Исследование региональных и локальных комплексов традиционного белорусского женского костюма конца XIX — начала XX вв.
- Получить ссылку
- X
- Электронная почта
- Другие приложения
Головные уборы. Аксессуары. Обувь. Элементы традиционного белорусского женского костюма середины ХІХ – начала ХХ века
- Получить ссылку
- X
- Электронная почта
- Другие приложения
Модные цвета осень-зима 2024-2025
- Получить ссылку
- X
- Электронная почта
- Другие приложения
Юбка женская. Фартук. Элементы традиционного белорусского женского костюма середины ХІХ – начала ХХ века
- Получить ссылку
- X
- Электронная почта
- Другие приложения
Семантика цветового решения в традиционном белорусском костюме
- Получить ссылку
- X
- Электронная почта
- Другие приложения
Рубаха женская. Элементы традиционного белорусского женского костюма середины ХІХ – начала ХХ века
- Получить ссылку
- X
- Электронная почта
- Другие приложения
Информационные технологии в проектировании современной женской одежды
- Получить ссылку
- X
- Электронная почта
- Другие приложения
Этнодизайн. Проектирование современной одежды на основе традиционного костюма. Анализ
- Получить ссылку
- X
- Электронная почта
- Другие приложения
Комментарии