Материалы. Традиционный белорусский женский костюм


 Материалы, используемые для изготовления традиционной белорусской  женской одежды


Ассортимент традиционных материалов для изготовления традиционного белорусского женского костюма, сформировался под влиянием условий жизни на территории Беларуси. Умеренно-континентальный климат, холодная зима, сырая осень, теплое лето повлияли на использование тех или иных материалов. Ткани, изготовленные белорусскими ткачихами, отличаются разнообразием технических решений, цветовых сочетаний, практичностью, свидетельствуют о хорошем вкусе и высоком мастерстве. Ассортимент изделий велик: покрывала, скатерти, ковры, рушники, пояса, ткани для нижней и верхней одежды, головных уборов рушникового типа. 


Основными тканями, применявшимися для народной крестьянской одежды, были домотканые лен и шерсть простого полотняного переплетения. Основным сырьём являлись волокнистые растения и овечья шерсть. Весь процесс, связанный с обработкой волокон и изготовлением тканей, выполнялся вручную и сохранил в себе древние черты, нашедшие отражение в народном фольклоре. Лён, шерсть определённым образом обрабатывались, подготавливались к прядению. Тонкий, хорошо выбеленный холст употреблялся для праздничной одежды, грубый холст из льняных очёсов использовали для подстав к женским рубахам и повседневной одежды. Материалом для женской рубахи служило тонкое - кужельное полотно. Самую высококачественную ткань делали для наметок – женских головных уборов. Ткали её в два нита из самой тонкой кужельной пряжи, всегда тщательно отбеливали. В праздничной женской одежде особое внимание уделялось отделке. Рукава, полики, низ рубахи, воротник, края намитки были богато орнаментированы. Ткани для декора отличались богатством декора, который создавали в основном в технике орнаментального бранного ткачества- «узорного ткачества». Геометрический орнамент был ключевым средством художественной выразительности белорусских тканей для изготовления традиционной белорусской народной женской одежды. Узоры, тканые и вышитые, выполнялись льняными, конопляными, шелковыми и шерстяными нитками, окрашенными растительными красителями, дающими приглушенные цвета и оттенки.  Наряду с узорным ткачеством, основными способами орнаментации домашних тканей были вышивка, набойка. Для отделки праздничной одежды использовали кружево самодельное либо покупное. 

Фрагмент юбки-андарак с плиссеровкой. Ткань- шерсть домотканая. Начало XX в. Музей НАН

Весьма разнообразны по материалу, технике орнаментации, расцветке ткани для женской поясной одежды. Юбки зимние шились из шерстяной, полушерстяной, летние- льняной ткани. В зависимости от орнаментации можно выделить два типа юбочных тканей – полихромные, с преобладанием красного цвета, и однотонные. Среди узорных тканей преобладают полосатые и клетчатые. Локальные различия проявляются расположением полос, колористическим сочетанием, способом изготовления ткани. Однотонные ткани были гладкими и рельефными. 

Для пошива верхней женской одежды наибольшее распространение получили шерстяные и полушерстяные ткани сукно и полусукно, которое сохраняло чаще естественный цвет овечьей шерсти: белый, чёрный, серый, коричневый. 


Девушка в свитке (верхняя одежда)

Реже, для верхней одежды, использовалось льняное полотно. Ткалось в четыре, три, два, шесть нитов. Из полотна, окрашенного в синий цвет шили насовы, балахоны, касталаны и др., которые носили зимой поверх кожухов, а летом в прохладную погоду. В качестве материала для зимней одежды применяли также меха; овчину, мех диких животных для отделки. Из меха изготовлялась верхняя одежда иногда мех использовался как подкладка-утеплитель, а также на оторочку головных уборов. 

С середины XIX в. появились новые методы ткачества, фабричные нитки, анилиновые красители, которые очень расширили возможности декора домотканой ткани. В начале XX в. с появлением фабричных тканей в свободной продаже, таких как шелк, атлас, парча с рисунком цветочных гирлянд и букетов, кумач, ситец, сатин, цветное сукно, фурнитуры, тесьмы традиционный белорусский женский костюм стал более красочным и нарядным. Основные виды традиционных материалов для изготовления традиционного белорусского женского костюма представлены в таблице 2.1

  

Ткани для изготовления традиционной белорусской женской одежды


Ассортимент традиционного текстиля белорусов разнообразен. Существовали различные виды текстиля, в зависимости от его назначения: для обрядовой и праздничной одежды (рубахи, фартуки, наметки, поясная одежда), для ритуально-обрядовой одежды и предметов (ручники, наметки, пояса), для повседневной одежды и др. Термины "ткань", "полотно", "сукно", "волна" (шерсть) являются древними общеславянскими. Домотканое полотно было различной ширины.

Ширина домотканого полотна зависела от ширины ткацкого станка, от техники ткачества. В крестьянских белорусских тканях ширина полотна равна 42-45 см., в редких случаях 60-70 см. Ширина ткани принималась за модуль, где ширина величина постоянная, а длина изменялась в зависимости от вида изделия. Модульное соотношение полотен в крое традиционного белорусского народного женского костюма представлена в таблице [10]. Таблица П.А.1 – Модульное соотношение полотен в крое традиционного белорусского народного женского костюма. В конце XIX — начале XX в. в белорусском народном ткачестве существовало несколько техник ткачества. Техника ткачества передавалась из поколения в поколение, постепенно усложняясь и совершенствуясь. 

Ремизная техника. Наиболее распространена на территории современной Республики Беларусь была ремизная техника, т.е. тканье при помощи нитов и подножек. При этом способе тканья уточные нити и нити основы переплетаются под прямым углом. Такое переплетение принято называть полотняным. Ткань в данном случае имеет гладкую поверхность: каждая нить основы находится то над, то под уточной нитью. Используя ремизную технику и некоторые дополнительные приспособления, можно было изготовлять различные виды тканей— ажурные и петельчатые, однолицевые, двойные и двухосновные. Ткани, выполненные этими способами, были универсальными. Из них шили одежду, домашний текстиль.

Браная техника («пераборы», «пярэбары», «наборкi», «перабiранне» и др.). Процесс ткачества в браной технике довольно сложен и трудоёмок. Основа перебирается, т. е. отсчитывается нужное количество нитей соответственно задуманному узору и набирается на дощечку-бральницу то снизу, то сверху. При помощи данной техники создавались ткани с узорным ткачеством. традиционным геометрическим орнаментом для отделки нарядной одежды: рубаха, передник, низ юбки.

Закладная техника ткачества. При закладной технике, как и при браной, использовались два утка — фоновый и узорный. Но в закладной узор создается полихромным утком и пропускается не во всей ширине основы, а закладывается в определенных местах в соответствии с узором. 
Домотканые ткани имели огромное значение в жизни белорусской женщины обеспечивали женщине статус рукодельницы, олицетворяли богатство и достоинство семьи, передавались женщинами из поколения в поколение [16]. Древнейшим явлением белорусской культуры является ткацкая и текстильная магия (магические действия с текстильными материалами), которая была важной частью пространства женской субкультуры и относится к древнейшим пластам традиционной славянской культуры в целом. Этим видом магических практик женщина овладевала с освоением ремесленными навыками прядения и ткачества. [17]. В середине XX в. распространение тканей промышленного производства вытеснило из традиционного белорусского женского костюма домотканое полотно и традиционные способы его орнаментации ткаными и вышитыми узорами. Образцы тканей представлены в форме таблицы. Таблица П.А.2 – Домотканая ткань для изготовления традиционного белорусского женского костюма

        Региональные особенности художественно-декоративного оформления белорусских народных тканей для одежды

Традиционный белорусский текстиль представляет собой единую в художественно-стилистическом отношении группу предметов материальной культуры с ярко выраженными чертами каноничности. Канон в народном текстиле – это совокупность технологических приемов и способов создания текстильных артефактов, обусловленный художественными нормами, принятыми этническим сообществом. На территории Беларуси следует выделить несколько художественных комплексов народных тканей, которые отличались орнаментом, техникой орнаментации, колористическим решением. Распространение которых имело ареальный характер: Западно- Полесские полосатые ткани; выборное ткачество Витебского Поозерья; закладное ткачество Восточного Полесья и Поднепровья, переборные ткани Поднепровья. 

Западно- Полесские полосатые ткани
Народная культура Полесья сохранила ряд архаических явлений и элементов, которые в других регионах славянского мира не встречаются. Отличительная особенность в виде поперечно - полосатого красного декора на белом фоне. Он распространен на значительной территории Западного Полесья (Столинский, Пинский, Ивановский, Березовский, Ивацевичский р-ны Брестской обл.). Он украшает женские наметки, полики и рукава рубах, фартуки и низ юбок. 

Выборное ткачество Витебского Поозерья
В Витебском Поозерье Республики Беларусь локализована традиция использования выборного ткачества. Большая часть выборных тканей изготовлена из хлопчатобумажных ниток белого и красного цвета. Распространены выборные ткани с полихромным узором, в котором использованы нитки разных сортов и качества. Синий, голубой, желтый, розовый, лиловый, зеленый цвет узорных элементов составляет выразительную особенность выборных тканей. Белорусское население называет эту технику ткачества «стараверскі перабор» [43].

Закладное ткачество Восточного Полесья и Поднепровья Закладная техника в народном ткачестве на территории Беларуси не была известна повсеместно. Этот способ орнаментации для украшения традиционных предметов одежды (рубах, наметок, фартуков) применялся до начала ХХ в. на юго-восточной части Столинского р-на Брестской обл., в Лельчицком, Житковичском, Брагинском, Ельском, Наровлянском р-нах Гомельской обл., в Гомельском и Могилевском Поднепровье [20].

Переборные ткани Поднепровья
 Для оформления тканей в Гомельской области характерно использование композиций в виде сот, которые редко встречаются в других районах. В сетку из шестиугольников – сот вписаны геометрические элементы и розетки. Они отличаются регулярностью композиций, плотностью заполнения фона и калейдоскопической полихромностью. На Гродненщине со сплошным застилом узорного утка на лицевой стороне, на которых между гладкими полосами размещены изображения гроздей винограда с листьями, с узорами «ў матылі», «матылі з пілачкай» – четырехлепестковыми цветами и листьями в соединении с узором «дугі» или более реалистическими изображениями цветка и волнистого побега [44]. Образцы ткани и варианты техник их изготовления представлены в таблице П.А.2.



Химдиат, Н.А. Преемственность традиций народного искусства в проектировании современной женской одежды / Дис. ... магистр. тех. наук: 50.01.02/ Н.А. Химдиат ; ВГТУ. – М., 2019. – 188 с. © 

 #одежда; #традиционныйбелорусскийженскийкостюм; #женскаяодежда; #народныйкостюм; #проектированиеженскойодежды; #авторнадеждахимдиат; #авторскаяодежда; #орнамент; #вышивка; #дизайнодежды; #этническийстиль; #белорусскийстиль; #этнодизайн;  

Еще читают:

Литературный обзор на тему этнодизайн  
 Этнодизайн. Научное исследование традиционного белорусского женского костюма конца XIX — начала XX вв.  
Коллекция женской одежды "Белы крыж". Этнический стиль в тренде 


Фотогалерея

Фрагмент юбки-андарак с плиссеровкой. Ткань- шерсть домотканая. Начало XX в.  Музей НАН

Юбка-андарак с плиссеровкой. Ткань- шерсть домотканая. Начало XX в. Музей НАН

Фрагмент юбки-андарак с плиссеровкой. Ткань- шерсть домотканая. Начало XX в. Музей НАН

Фрагмент фартука. Ткань- шерсть домотканая. Начало XX в. Музей НАН

Фрагмент праздничного традиционного белорусского женского костюма. Начало XX в. Музей НАН

Фрагмент обрядовой юбки. Конец XIX в. Музей НАН

Фрагмент фартука и юбки. Фартук из домотканого льна, юбка-андарак из домотканой шерсти. Конец XIX в. Музей НАН

Фрагмент фартука из домотканого льна с отделкой кружевом ручной работы. Конец XIX в. Музей НАН

Фрагмент рукава традиционной белорусской женской рубахи с отделкой кружевом, выполненным в уникальной технике "на иголочке" (эластичный эффект). XIX в. Музей НАН

Фрагмент белорусской женской рубахи- верхняя часть рукава. Ткань- домотканый лен. узорное ткачество. XIX в. Музей НАН

Фрагмент юбки. Ткань-домотканая шерсть. Узорное ткачество. Середина XIX в. Музей НАН

Фрагмент юбки. Ткань-домотканая шерсть. Узорное ткачество. Середина XIX в. Музей НАН
 
Особая благодарность выдающемуся этнографу, Винниковой Марии Николаевне, кандидат искусствоведения, ст. научный сотрудник. Центр исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси.


 

Сейчас читают